Суд признал геноцидом зверства фашистов в Курской области во время войны

08.02.2024, 17:21

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Сегодня Курский областной суд поставил точку в громком деле о преступлениях нацистов, совершенных в годы Великой Отечественной войны на территории региона. Десятки тысяч зверски замученных и убитых мирных граждан, в том числе детей, сотни сожженных дотла деревень и поселков, разорение хозяйств и массовый угон людей в плен. Все эти чудовищные факты следствию удалось собрать благодаря архивным документам и свидетельствам очевидцев.

Дело о зверствах нацистов на территории Курской области насчитывает 17 томов. Установленные и вновь выявленные преступления, совершенные фашистами во время Великой Отечественной войны, областной суд признал геноцидом советского народа и преступлениями против человечности.

Суд учел показания 30 свидетелей, родственников погибших от рук немецких оккупантов, историков, краеведов, поисковиков. Лилия Осминкина из села Мантурово рассказала, как прятались в погребах, голодали, как стали свидетелями казни судьи, председателя сельсовета и 70-летней пенсионерки Прасковьи Толоковой.

Лилия Осьминкина, жительница села Мантурово: «Еще несколько дней не снимали трупы. Садизм. Лютовали фашисты, отбирали продукты, вещи, коров всех порезали».

Анна Красникова из поселка Тим передала суду показания своей 90-летней тети, их дедушку немцы казнили за помощь партизанам.

Анна Красникова, жительница поселка Тим: «Всех задержанных учителей, евреев, врачей отвезли на окраину поселка и расстреляли. После тела сбросили в погреб и засыпали землей».

У Сергея Кулешова из Хомутовского района убили 18-летнюю сестру его мамы. В селе Берёзово фашисты казнили 28 женщин, стариков и детей.

Сергей Кулешов, житель Хомутовского района: «Там целыми семьями расстреливали. Вывели на огород, поставили перед ними пулемет и расстреляли».

О многочисленных жутких фактах убийств детей в Курской области рассказала сотрудница военно-исторического музея. Не щадили даже грудничков, если узнавали, что это дети коммунистов.

Елена Доброседова, старший научный сотрудник военно-исторического музея «Юные защитники родины»: «Немецкий офицер не нашел свой портсигар, поэтому 26 детей разных возрастов были загнаны в хату в селе Дубровка и зверски убиты. Немцы разбивали им голову прикладом».

По данным прокуратуры, в Курской области гитлеровские войска уничтожили более 10 тысяч военнопленных и 18 тысяч мирных жителей. Это неокончательный список жертв геноцида, места казней людей продолжают находить до сих пор. В поселке Сапогово убили тысячу пациентов психиатрической больницы. Суд учел и факты принудительной сдачи крови детьми возрасте 9–14 лет для переливания ее немецким солдатам.

Алексей Цуканов, прокурор Курской области: «Полностью сожжены 157 сел. На каторжные работы в Германию насильно вывезены более 38 тысяч жителей, подвергшихся истреблению непосильным трудом. Действовали 36 лагерей смерти, в них в нечеловеческих условиях содержались военнопленные и мирные жители, женщины и дети, которые подвергались страшным пыткам».

Ранее неизвестные факты массовых убийств вскрыты благодаря раскопкам уже в наше время. Останки трех тысяч мирных жителей со следами истязаний и вбитыми в череп гвоздями обнаружены поисковиками центра «Поиск» в Знаменской роще. В одной из ям находились около 100 детей и много беременных женщин.

Роман Старовойт, губернатор Курской области: «Одним из мест массовых убийств мирного населения стала 5-я шахта около города Щигры. Гитлеровцы расстреливали людей и сбрасывали в 35-метровый ствол шахты, чтобы скрыть следы преступления. Он стал братской могилой для десятков советских людей».

Суд приобщил к делу и акты о зверствах немецких оккупантов в Михайловском районе. В списке сожженных сел Курской области — поселок Большой Дуб. После войны на его месте возвели мемориал в память о жертвах фашизма. За подозрение в помощи партизанам гитлеровцы убили всех жителей поселка, в основном это были старики, женщины и дети. Их загоняли в погреба и бросали гранаты.

Осенью 1942 года фашисты заживо сожгли жителей поселков Холстинка и Звезда. В мемориальном комплексе Большой Дуб 11 братских могил. За 17 месяцев оккупации только в Михайловском районе были убиты 624 мирных жителя, в том числе 125 детей. Полностью была уничтожена инфраструктура Курска — заводы, предприятия, учебные учреждения, больницы. Материальный ущерб, причиненный области во время оккупации, эксперты оценили в 23 триллиона рублей.

Установление судом новых фактов военных преступлений фашистов и признание их геноцидом советского народа участники процесса и жители пострадавшего региона считают важный ответом тем, кто пытается реабилитировать нацистов и переписывать трагическую историю.

Читайте также