Петербуржцам покажут современный балет о телесности и духе под музыку барокко

06.02.2024, 21:27

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Реновация Карла Баха на петербургской сцене. Музыка барокко в современном прочтении легла в основу премьерного спектакля «598 тактов», который представят в Александринском театре.

Это новая работа хореографа Вячеслава Самодурова. Бывший премьер Мариинского театра и «Ковент-Гарден» вдохновлялся хореографией Леонида Якобсона и нашел точки соприкосновения телесности и духа.

В этом балете нет декораций, но есть интерьерные элементы, которые по форме напоминают мебель и керамические украшения XVIII века, а по цвету поп-арт середины ХХ века. Конечно, и стулья, и ваза не простая театральная условность, а художественный прием — так герои переходят из одного века в другой.

Андрей Сорокин уже проникся образом своего героя, который существует в разных временных измерениях. Его костюм, скорее, из будущего и говорит о том, что сущность человека, как и его тело, не меняется.

Андрей Сорокин, премьер театра балета им. Якобсона, заслуженный артист России: «Я это воспринял, как аналогию жизни. Есть сцены, где мы меланхолично идем. Есть сцены, где мы бежим, что определенно коррелируется с современным темпом, когда ты не можешь остановиться. Для того чтобы догнать собеседника, тебе нужно бежать за ним».

XVIII век обусловлен временем создания музыки. Барочную композицию написал Карл Филипп Эммануил Бах. Кстати, в расцвете творчества он был более известен, чем отец Иоганн Бах. Сочинительский дар Карла ценился Гайдном, Моцартом и Бетховеном.

Вячеслав Самодуров под партитуру, тогда написанную для клавесина и скрипичных, а сегодня исполненную на современных инструментах, решил раскрыть тему телесности человека.

Вячеслав Самодуров, хореограф, заслуженный деятель искусств России: «Для меня это разговор о том, что человек тогда, что человек сейчас. Он все равно одинаков. Человек не так сильно меняется по ходу развития цивилизации».

При создании своей композиции хореограф вдохновлялся циклом Леонида Якобсона «Роден» и не скрывает: смысл балетов перекликается. В программе представлены обе постановки. Вячеслав Самодуров не впервые работает с театром балета Якобсона. Он дал артистам озорно исполнить на языке танца частушки на музыку Родиона Щедрина.

Этот балет уже успели оценить зрители и в России, и за рубежом. На бис он будет представлен и с новой работой хореографа.

Новая постановка с необычным для репертуара названием «598 тактов» должна, словно по нотам, разыграть взаимоотношения между мужчиной и женщиной на иерархической лестнице, все ступени которой разложены по музыкальным фразам. Чтобы найти эту гармонию, нужно поймать в пластике длительность звучания каждого такта.

Читайте также