Бах танцует балет под собственную сонату

21.03.2012, 18:30

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Испанский хореограф Начо Дуато представит петербургской публике авангардный спектакль, который раньше и не думали ставить под академическую духовную музыку.

Сегодня в Михайловском театре состоится премьера очередного творения Начо Дуато. Испанский хореограф представит свою шестую работу в должности художественного руководителя балета. Говоря о своем творении «Многогранность. Формы тишины и пустоты» сам Дуато признается, что самым сложным был подбор музыки.

Артисты совершают почти невозможное и танцуют под произведения Баха, изображая тишину и пустоту. Более того, в русской версии спектакля 55-летний постановщик решился сам выйти на сцену.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков восхитился.

На стене кабинета испанца Начо Дуато — подписанные фотографии всей труппы, чтобы запомнить такие трудные для иностранца русские имена. В этой постановке задействована значительная часть коллектива — 35 артистов. И, работая с каждым участником, хореограф, словно зодчий времен барокко, вылепливал пластику необычного балета под названием «Многогранность. Формы тишины с пустоты».

Начо Дуато
, художественный руководитель балета Михайловского театра: «Балет был создан для Веймарского театра. И я вдохновлялся присутствием архитектуры барокко, у которой много изгибов, пышных форм и витиеватости. Есть и другая сторона: сама музыка Баха очень архитектонична, в ней есть какая-то математическая точность и правильность».

Хореограф, словно извиняясь за прикосновение к высокой музыке Баха, выходит в начале балета сам. Многие произведения Иоганна Себастьяна Баха духовны по содержанию. По словам постановщика, он никогда не стал бы создавать, как делали другие хореографы, балеты на тему «Страстей по Матфею». Хотя Дуато уверен: само по себе действо в храме завораживает.

Начо Дуато, художественный руководитель балета Михайловского театра: «Католическая служба в целом похожа на спектакль со своими церемониями, органной музыкой и хором. И даже движения священника, когда он благословляет прихожан, напоминают балетные».

Работа над этим балетом началась с идентификации нотного материала. В распоряжении музыкального руководителя постановки Михаила Татарникова оказался только диск с записью. Балет Начо Дуато ранее ставился под фонограмму из разных произведений Баха: для органа, голоса, виолончели, хора и английского рожка. Вся черновая работа по расшифровке редких произведений композитора легла на ассистента дирижера Алексея Ньягу.

Алексей Ньяга, дирижер-ассистент Михайловского театра: «Мы должны найти эти ноты, отредактировать и понять, как мы сможем что-то переложить для нашего состава. Работа была сложная, но интересная. Удалось познакомиться с Бахом в более широком ракурсе, чем те сочинения, которые потребовались».

Для балета потребовалось установка органа в оркестровую яму. Инструмент голландский с электронным приводом, но звучание нисколько не уступает старинным.

В этом балете использованы три органных произведения Баха, среди них такая классика, как «Трио соната». Некоторые музыкальные фрагменты переложили для двух инструментов. У композитора, к примеру, задействованы четыре клавесина.

Главный герой балета — сам Иоганн Бах. Танцовщиками он дирижирует, словно музыкантами.

Марат Шемиунов, исполнитель партии Иоганна Баха: «Стилевые вещи, стилевые дуэты с женой переливаются в суперяркую, суперэмоциональную хореографию современного танца».

Впечатление оставляет полный эротизма дуэт Баха с виолончелью, в роли которой — самая хрупкая балерина Яппарова. «Многогранность» восхищала зрителей во многих странах мира образами и уникальной пластикой. Оказалось, самим фактом постановки хореограф опроверг мнение, что под такую музыку невозможно создать танец. Для Начо Дуато этот балет стал больше, чем балет.

Читайте также