Хуже ядерной бомбы: к чему ведет обострение ситуации на Ближнем Востоке

28.01.2024, 16:37

Видеосюжет: Ирада Зейналова
Видео программы «Итоги недели»

На этой неделе стало известно, что в феврале Шольц полетит к Байдену. Говорить будут и про Украину, но главные темы — Палестина и операция против хуситов. Foreign Policy пишет, что американцы думают об уходе из Сирии, называя это ненужной миссией, у них есть идея передать контролируемые ими территории курдов не Турции, а Асаду. Одновременно есть утечки про уход из Ирака. А Трамп заявляет, что никакого нападения извне на башни-близнецы не было, США терактом 11 сентября спровоцировали на войну в Ираке. И одновременно Эрик Принс, чья Blackwater зарабатывала там миллиарды, подхватывает: главный победитель в этой войне — Иран. Все это означает полное переключение на Ближний Восток.

На юге Газы армия штурмует больницы и идут аресты врачей. А Нетаньяху повторяет — мы пойдем до конца, послевоенная Газа не будет палестинским государством.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Израиль ведет войну, и нет другой войны, более оправданной, чем эта. Мы боремся с монстрами ХАМАС, которые убивали, насиловали, обезглавливали и похищали наших граждан. Суд справедливо отклонил возмутительное требование лишить нас этого права. Но само утверждение о том, что Израиль совершает геноцид против палестинцев, не просто ложно, оно возмутительно, а готовность суда вообще обсуждать это — позор».

Нетаньяху так понял решение Международного суда ООН. При этом он был в ООН дипломатом и прекрасно понимает, что стоит за формулировками решения, принятого по иску ЮАР. Все просто — суд ООН требует, чтобы Израиль предотвратил любую возможность геноцида палестинцев, позволил поставить в Газу гуманитарную помощь и через месяц отчитался, что и как сделано. Суд уверен, что ЮАР имеет право добиваться выполнения конвенции о предотвращении геноцида, и фактов, доказывающих, что Израиль ее нарушает, суду достаточно.

Тут — параллель от Второй мировой к тому, что происходит сегодня, когда палестинцы видят в решении суда строчку «Видим признаки желания уничтожить полностью или частично определенную этническую группу», а Израиль отвечает устами Бен-Гвира — решение антисемитского суда доказывает, что он добивается не справедливости, а гонений на евреев, ведь при холокосте они молчали. Хотя и ООН, и суд были образованы в 1945-м, как раз чтобы холокоста больше не позволить никогда.

Раз Сегал, доцент кафедры исследований холокоста и геноцида Стоктонского университета США: «Это действительно беспрецедентное решение. Это сигнализирует о прекращении безнаказанности Израиля в международной правовой системе перед лицом растущего количества свидетельств грубых нарушений международного права, массового насилия, оккупации, осады. Это конец той эпохи. Любой компании или государству теперь придется задуматься, будет или нет сотрудничать с Израилем, потому что, вероятно, страна совершает геноцид. Досадно, что суд не распорядился о немедленном прекращении огня. Но он дал указания Израилю прекратить любые акты геноцида, что фактически является приказом о прекращении огня».

Вопрос даже не в том, готов ли остановиться Израиль. Скорее — будет ли это решение суда сигналом «стоп» для американцев. Это ведь они поставляют оружие, которое стреляет в Газе. С 1950-х Израиль не просто получал от США оружие и был крупнейшим получателем их помощи, деньги оставались по большей части в Америке, потому что оружие на них и покупалось. Поэтому безопасность Израиля и его бесконечный конфликт с арабами американские оружейники до сих пор считают золотым дном.

Муханнад аль-Аклук, постоянный представитель Палестины в Лиге арабских государств: «Мы призываем страны, по-прежнему экспортирующие в Израиль оружие и боеприпасы, немедленно прекратить эти поставки, чтобы не стать соучастниками геноцида».

Представитель Палестины пытается достучаться до Лиги арабских государств, прекрасно понимая, что пока заявления о защите святынь, единой арабской нации, государства для палестинцев — остаются лишь заявлениями. Арабские соседи понимают: палестинцев на их земле Израиль не оставит, если уже на встрече с европейцами один министр предлагает построить искусственный остров и выселить палестинцев туда, другой — выдавить их в Египет и Иорданию.

И вот дальше уже вопрос: готова ли Лига арабских государств вспомнить, а если готова, то насколько быстро, свою Хартумскую декларацию «трех нет»: нет признанию Израиля, нет перемирию с Израилем, нет отношений с Израилем. Потому что слишком многие из тех, кто в нее входят, уже поняли, что время изменилось.

Непонятно, какую справедливость получат палестинцы. По данным Financial Times, Израиль уже снес почти половину зданий в Газе, чтобы создать там свою зону безопасности. Палестинцев вытесняли на юг, обещая безопасность на время зачистки севера, но там начали бомбить почти сразу же.

Ахмад Шурраб: «Я покидаю свой дом в семнадцатый раз. Куда мне идти? Стоит ли мне ехать в „Рафах“? „Рафах“ — это одна улица. Чего они хотят от нас?»

Абу Ата Басал: «Люди вышли за едой и мукой, они не могли найти, что поесть. Внезапно появились израильские танки и стали расстреливать людей снарядами. Их разрезало на куски, в том числе и моего племянника. Мы привезли его в больницу на повозке, запряженной ослами».

Также непонятно, кто договорился и о чем. Байден отправил главу ЦРУ в Европу, но что с его предложением прекратить огонь — неизвестно. Арабы уверяют, что ХАМАС от сделки отказался, Haaretz настаивает, что согласился, даже обсуждали, что Израиль предложил его лидерам покинуть Газу в любом направлении и они об этом готовы подумать. Это похоже на информационную игру — хамасовцы, спровоцировавшие ад в Газе нападением 7 октября, спасаются бегством.

Параллель здесь понятна. Точно так же уговорили Арафата уйти из Иордании после «черного сентября». Когда он захватил, привез в иорданскую пустыню, поджег четыре гражданских самолета и попытался захватить там власть, его выдавили в Ливан. И именно поэтому заявление члена военного кабинета Израиля Бени Ганца, что настало время ЦАХАЛу переместиться на ливанскую территорию, и разговоры, что техника перебрасывается, а вторжение будет с минуты на минуту, означают одно — война расползается по региону.

Главное здесь — фактор времени, потому что именно его израильтяне сделали главной переменной, когда разрабатывали уравнение: могут ли они одновременно вести две операции — на юге против ХАМАС в секторе Газа и на севере в Ливане против «Хезболлы».

Йоав Галант, министр обороны Израиля: «„Хезболла“ продолжает провоцировать нас. Мы не хотим войны, но мы готовы к любой ситуации, которая может сложиться на севере. Поэтому одну руку мы держим на юге, а зоркий глаз направлен на север».

Как и в Газе, здесь могут быть неизбирательные удары, как и в Газе, они будут наноситься и по мусульманским, и по христианским святыням. Ливан — маленькая обескровленная страна, которая живет от нападения до нападения и готова сделать все, чтобы повторения не было. Но не может справиться ни с «Хезбаллой», ни с израильскими атаками.

Расползание войны не удается остановить ни американцам, ни ООН, оно бьет дальше, чем Ближний Восток, — по европейской экономике. ЕС не просто так решает срочно провести операцию против хуситов — из-за отказа от нашего газа им критически важны поставки через Красное море. Да, в Сане — миллион на улицах в поддержку Палестины и морской блокады. В ответ Сану бомбят американцы. Их совместная операция с британцами против хуситов называется «Лучник Посейдона», и это месть за подбитые танкеры.

Логика хуситов строится на том, что они контролируют берега самого нужного и самого узкого из проливов в Персидском заливе. И двух затопленных кораблей хватит ровно на то, чтобы перекрыть его полностью. Одного взрыва танкера, наполненного до краев нефтью, хватит, чтобы нанести региону ущерб больше, чем взрыв ядерной бомбы.

Эта жестокая война может быть кульминацией десятилетий противостояния между арабами и Израилем, но все прекрасно понимают и то, что эти десятилетия даже после жестокой кульминации не закончатся. Все идет ровно по тому лозунгу, который описывал еще Ариэль Шарон в разговоре с Кофи Аннаном: «Хорошие заборы рождают хороших соседей». Ведь тогда Кофи Аннан ему ответил: «Только если ваш забор не стоит на соседской территории».

Все выпуски программы «Итоги недели».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также