Видео программы «Сегодня в Москве»
Столичных школьников приглашают освоить игру на клавесине, гуслях, арфе и даже колоколах. Все чаще ретроинструменты в музыкальных школах Москвы конкурируют с привычными для слуха гитарой, скрипкой и фортепиано. Педагоги обещают быстро научить играть не только по нотам, но и импровизировать.
У клавесина ни на что не похожий хрустальный звук. На редком инструменте маленьких москвичей обучают играть в детской школе искусств имени Рубинштейна. Педагог рассказывает, что аристократический инструмент всегда вызывает много вопросов.
Данила Богомолов, преподаватель по классу клавесина: «После концертов очень часто, почти всегда, подходят люди к инструменту и интересуются, как здесь извлекается звук, и мы всегда с радостью достаем толкачики, показываем язычки».
Именно устройство клавесина и заинтересовало девятилетнюю Олю Ильину. Когда девочка пришла в московскую школу, о клавесине ничего не знала, а изначально вообще хотела петь. Но ноты сложились так, что маленькая Оля стала музыкантом, владеющим редким музыкальным инструментом.
Ольга Ильина: «Мне больше всего понравилось, как он устроен. Там натянуты струны, и когда ты нажимаешь на клавишу, там такой молоточек щиплет эту струну вот и так получается звук».
Первое упоминание о клавесине зафиксировали еще в XIV веке. Их всегда можно было пересчитать по пальцам. Клавесины либо принадлежали известным людям, либо были сделаны в единственном экземпляре. Один из таких хранится в Российском национальном музее музыки это инструмент 1766 года. Но его ценность заключается даже не в почтенном возрасте.
Макар Иванов, методист Российского национального музея музыки: «Один из двух клавесинов мастера Бурката Шуди, который он сделал специально для прусского императора Фридриха, и высока вероятность, что именно на этом инструменте играл Вольфганг Амадей Моцарт».
Нередко экспонаты этого музея отправляются на столичные музыкальные концерты. По словам методиста, любой редкий инструмент это скорее привилегия для музыканта. Поэтому возможность юных москвичей учиться на таких инструментах в самом начале своего пути действительно уникальное явление.
Макар Иванов: «Нужно понимать, что дают эти инструменты. Совершенно не всем нужно стать лауреатом международных конкурсов либо членом Союза композиторов, в общем, заслуженным человеком, чтобы тебе дали поиграть на уникальном музыкальном инструменте».
Чтобы музыка продолжалась, каждый инструмент нуждается в своей реабилитации. Этим занимаются в мастерских. Самые тяжелые «пациенты» это как раз старинные инструменты. Своего обновления ждет в том числе и арфа в греческом стиле, которой 150 лет по меркам этого музыкального инструмента это много. Больше 10 лет на ней никто не играл. Чтобы восстановить такую арфу, мастеру потребуется не меньше года. Инструкции по ремонту к таким редким старинным инструментам, конечно, нет. Поэтому здесь только опыт мастера, а таких мастеров на всю столицу единицы, как и старинных арф. Сергей Ватаманюк сравнивает себя с доктором общий язык с арфами находит вот уже 15 лет.
Сергей Ватаманюк,
Играют на арфах в основном женщины, а вот чинят мужчины. Иначе как искусством этот процесс, по словам мастера, не назовешь. По легенде арфа произошла от охотничьего лука в общем, у инструмента интересная сложилась судьба. В музыкальных московских школах обучают играть и на ней. В арсенале также клавикорд, звонница, мандолина, гусли.
Ирина и Екатерина Магонские близняшки. Увлечение у сестер тоже одно на двоих гусли. Девушки играют уже семь лет. Обучиться было непросто. Первые композиции удались только спустя четыре года, но это того стоило. Школьницы уже успели сыграть в стенах концертного зала «Зарядье».
Екатерина Магонская: «Мне очень нравится, что мы занимаемся на гуслях, потому что мало кто знает, что это вообще за инструмент, и многие удивляются, когда мы про него рассказываем».
Музыка льется под чутким наблюдением педагога Натальи Дьяченко. Женщина преподает игре на гуслях 35 лет. Она считает, что этот инструмент лучший из всех.
Наталья Дьяченко, преподаватель по классу гуслей: «Это инструмент был всегда любимый на Руси. Известен он с древнейших времен, с VI века. Был отмечен в греческих рукописях о русичах. Название инструмента происходит от славянского глагола „густи“, что значит гудеть».
Своим примером Наталья вдохновила и учеников. Среди воспитанников появились те, кто готов дело продолжить. Восьмилетняя Иванна Иванина тоже теперь хочет стать преподавателем.
Иванна Иванина: «Если я буду хорошо на них заниматься, то, мне кажется, другие дети тоже захотят и попробуют позаниматься на этом инструменте».
Пока музыканты играют, а мастера работают, история редких инструментов в Москве продолжается. А это значит, что сегодня мы можем слышать музыку в таком виде, как слышали ее наши предки сотни лед назад.
Читайте также
- Ученики предпрофессиональных классов пройдут обучение в колледжах Москвы
- В Москве стартовали тренировочные ЕГЭ для школьников
- «Город открытий»: московских школьников знакомят с профессиями будущего
- Московских школьников познакомят с шедеврами мирового джаза
- В Москве прошло более 500 мероприятий проекта «Серебряное наставничество»
- Фестиваль колледжей пройдет в Москве с 26 октября по 2 ноября