Видео программы «Сегодня»
Российские ученые готовят к техническому запуску новый зимовочный комплекс в Антарктиде. Сейчас на Южном полюсе работает наша 69-я экспедиция. По словам специалистов, станция один из сложнейших инженерных проектов в мире. Это, по сути, автономный пятиэтажный дом с запасами топлива на два года. Особые задачи стоят и перед авиацией, которая доставляет необходимые грузы. Пришлось многое сделать, чтобы на континенте смогли принимать тяжелые транспортные самолеты Ил-76 .
Авиасообщение на Антарктиде явление для постороннего человека поистине удивительное.
То, что самолеты смогут работать в таких условиях, стало понятно со времени первых зимовок еще с другой стороны, на Северном полюсе. Тяжелые лайнеры переобували в лыжи, чтобы сесть на любое ровное место.
Сейчас в антарктической стае появился и свой исполин. Только представьте: любуетесь вы захватывающим дух пейзажем, как вдруг на белую гладь приземляется огромный транспортный самолет. Прилетевших на аэродром «Зенит» встречают
Роман Комаров, начальник участка ОАО «Запсибгазпром»: «Такая задача была поставлена нам для того, чтобы доставить персонал в Антарктиду для строительства нового зимовочного комплекса, так как это было значительно быстрее, чем судами. Это сделано людьми, которые здесь проводили бессонные ночи. Чувствую, что это наше детище, потому что мы в свою сторону слышали много, что мы не сможем, что это бесполезно».
С
Роман Комаров: «Сама полоса она дрейфует до 4 метров в год. За счет этого дрейфа трещины открываются. Возможно, она и подо мной. Трещины разные были, 85 сантиметров самая широкая трещина».
Первый
Антарктида это континент ограниченных ресурсов, но подчас происходящее там на грани фантастики. Сложно поверить, что строительством аэродрома занималось всего несколько человек.
Дмитрий Шепелёв, начальник антарктической станции «Прогресс»: «Китайцам мы показывали аэродром „Зенит“, зима была. Привезли, начальник ходит там, ножкой топает по полосе, которая как бетон. Он задал вопрос: а сколько человек в данным момент работает, обслуживает его, укатывает? Роман Комаров сказал, что 11. Раза три переспросил, на калькуляторе даже набрал: сколько это людей? Он был удивлен, думал, наверное, что тысяча человек это делает».
Поскольку такой аэродром капризнее обычного, бетонного, с таким характером за ним нужен глаз да глаз, один человека, другой электронный, коптера, с которого будут контролировать состояние летного поля.
Владислав Пунько, ведущий инженер антарктической станции «Прогресс», оператор БПЛА «Геоскан»: «ВПП имеет свою отражающую способность. Чем она меньше, тем больше нагревается, подвергается воздействию солнца, проще говоря, тает. То есть мы будем изучать, как быстро тает взлетная полоса».
Своенравнее льдов в Антарктиде только погода. И хотя процент метеостанций на душу населения на континенте рекордный, до сих пор любой полет сюда предприятие высокого риска.
Игорь Щербаков, синоптик антарктической станции «Прогресс» и аэродрома «Зенит»: «Это вполне опасно, ведь тут и загрузка самолета, и топлива может не хватить на обратный путь или на уход, так что нужно рассчитывать практически 100%».
Погода благоволила летчикам. Улетел на другую станцию яркий Basler, разгружается наш
Читайте также
Вице-президент РАН назвал сроки импортозамещения в российском авиастроении- В Канаде впервые испытали частный электросамолет
- Новый подход к дизайну: самолет
V-образной формы готовят к выпуску Топ-5 новостей из мира науки и технологий по версии «Чуда техники», 24 февраляТоп-5 новостей из мира науки и технологий по версии «Чуда техники», 13 мая- ЦАГИ 100: крупнейший научный авиационный центр России отмечает вековой юбилей