Новый зимовочный комплекс в Антарктиде готовят к техническому запуску

16.01.2024, 12:08

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Российские ученые готовят к техническому запуску новый зимовочный комплекс в Антарктиде. Сейчас на Южном полюсе работает наша 69-я экспедиция. По словам специалистов, станция — один из сложнейших инженерных проектов в мире. Это, по сути, автономный пятиэтажный дом с запасами топлива на два года. Особые задачи стоят и перед авиацией, которая доставляет необходимые грузы. Пришлось многое сделать, чтобы на континенте смогли принимать тяжелые транспортные самолеты Ил-76.

Авиасообщение на Антарктиде — явление для постороннего человека поистине удивительное. Во-первых, сердитыми пчелами снуют вертолеты с научно-исследовательских судов. Ка-32 переносят грузы и персонал, летают по научным нуждам. Тут же неподалеку Basler, который, по сути своей, Douglas DC-3, разработанный аж 90 лет назад, но с современными моторами. В Антарктике он отвечает за внутриконтинентальные перевозки, связывает станции друг с другом.

То, что самолеты смогут работать в таких условиях, стало понятно со времени первых зимовок еще с другой стороны, на Северном полюсе. Тяжелые лайнеры переобували в лыжи, чтобы сесть на любое ровное место.

Сейчас в антарктической стае появился и свой исполин. Только представьте: любуетесь вы захватывающим дух пейзажем, как вдруг на белую гладь приземляется огромный транспортный самолет. Прилетевших на аэродром «Зенит» встречают хлебом-солью. Чтобы посадить такой лайнер, как тяжелый дальний Ил-76, да еще на колесном шасси, потребовалось строить большую взлетно-посадочную полосу из снега.

Роман Комаров, начальник участка ОАО «Запсибгазпром»: «Такая задача была поставлена нам для того, чтобы доставить персонал в Антарктиду для строительства нового зимовочного комплекса, так как это было значительно быстрее, чем судами. Это сделано людьми, которые здесь проводили бессонные ночи. Чувствую, что это наше детище, потому что мы в свою сторону слышали много, что мы не сможем, что это бесполезно».

С 4-го марта по 15 августа 2022 года летное поле длиной более 3 километров утрамбовывалось слоями, пока не достигло прочности, сопоставимой с бетоном аэродрома. Белая гладь антарктических льдов — коварная иллюзия. Льды находятся в постоянном движении.

Роман Комаров: «Сама полоса она дрейфует до 4 метров в год. За счет этого дрейфа трещины открываются. Возможно, она и подо мной. Трещины разные были, 85 сантиметров — самая широкая трещина».

Первый Ил-76 приземлился 7 ноября на южный континент. Кстати, аэродром служит не только станциям России, но и 11 других стран в рамках международной авиационной программы Dromlan. Этот самолет поможет более чем на месяц увеличить продолжительность сезона работ.

Антарктида — это континент ограниченных ресурсов, но подчас происходящее там на грани фантастики. Сложно поверить, что строительством аэродрома занималось всего несколько человек.

Дмитрий Шепелёв, начальник антарктической станции «Прогресс»: «Китайцам мы показывали аэродром „Зенит“, зима была. Привезли, начальник ходит там, ножкой топает по полосе, которая как бетон. Он задал вопрос: а сколько человек в данным момент работает, обслуживает его, укатывает? Роман Комаров сказал, что 11. Раза три переспросил, на калькуляторе даже набрал: сколько это людей? Он был удивлен, думал, наверное, что тысяча человек это делает».

Поскольку такой аэродром капризнее обычного, бетонного, с таким характером за ним нужен глаз да глаз, один — человека, другой — электронный, коптера, с которого будут контролировать состояние летного поля.

Владислав Пунько, ведущий инженер антарктической станции «Прогресс», оператор БПЛА «Геоскан»: «ВПП имеет свою отражающую способность. Чем она меньше, тем больше нагревается, подвергается воздействию солнца, проще говоря, тает. То есть мы будем изучать, как быстро тает взлетная полоса».

Своенравнее льдов в Антарктиде только погода. И хотя процент метеостанций на душу населения на континенте рекордный, до сих пор любой полет сюда — предприятие высокого риска.

Игорь Щербаков, синоптик антарктической станции «Прогресс» и аэродрома «Зенит»: «Это вполне опасно, ведь тут и загрузка самолета, и топлива может не хватить на обратный путь или на уход, так что нужно рассчитывать практически 100%».

Погода благоволила летчикам. Улетел на другую станцию яркий Basler, разгружается наш Ил-76, вертолет продолжает свои короткие перелеты. Насыщенная жизнь полярного дня. Когда солнце уйдет за горизонт, а это еще нескоро, Антарктиду накроет тьмой, аэродром замрет на несколько месяцев — до рассвета.

Читайте также