Гендерный секрет пингвинов Гумбольдта удалось раскрыть с помощью ватной палочки

09.01.2024, 10:27

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Кадр из видео: Приморский океанариум.
Видео программы «Сегодня»

В Приморском океанариуме долго бились над тем, как распознать пол пингвинов Гумбольдта. Для персонала это было большой проблемой, ведь самок и самцов надо грамотно распределить по вольерам. На помощь пришли наука и техника.

От вольера с пингвинами Гумбольдта посетители Приморского океанариума долго не отходят. За поведением птиц интересно наблюдать, они всегда в активной форме и даже после сытного обеда не прочь порезвиться.

Средний рост особи около 40 сантиметров, средний вес — четыре килограмма. Все пингвины настолько похожи друг на друга, что даже профессиональным орнитологам поначалу было трудно ответить на главный вопрос: кто в стае мальчики, а кто девочки. Предпочтения в еде тоже совершенно одинаковые, и те, и другие обожают свежую корюшку. Родительские обязанности пара пингвинов и вовсе делит пополам: птенцов самки и самцы высиживают по очереди. Провести гендерную идентификацию специалисты пытались старыми методами.

Мирослава Сабуцкая, ведущий специалист отдела орнитологии Приморского океанариума: «Измеряли и длину крыла, и длину клюва, причем по-разному — и во всю длину, и от ноздри до кончика. Но здесь есть подводные камни: самцы чаще крупнее, чем самки, но не всегда».

Чтобы достоверно определить половую принадлежность пингвинов Гумбольдта, персоналу приходилось подсматривать за ними в брачный сезон, ведь это тоже часть научной работы. Впрочем, когда на свет стали массово появляться птенцы, исследователи снова оказались в тупике: то ли это сын, то ли дочь, по новорожденному пингвину не скажешь.

Ответ на долгожданный вопрос в итоге нашли благодаря обычной ватной палочке. С ее помощью у одного из детенышей аккуратно взяли образец щечного эпителия и отправили мазок в академию наук (Приморский океанариум — филиал Национального центра морской биологии). Коллеги обучили орнитологов всем тонкостям молекулярно-генетических исследований, теперь тестирование проводят в собственной лаборатории океанариума.

Мирослава Сабуцкая: «ДНК чистая, но ее мало, сколько мы там соскребем с щеки! Тут нам на помощь приходит полимеразная цепная реакция. Для нее нужно всего лишь 10 клеток».

Одна полоска — у пингвинов-самцов, две полоски — у самок. Так расшифровывается результат ДНК-тестирования. Чтобы не перепутать, у кого именно брали биоматериал, орнитологи пользуются особой системой распознавания лиц — у каждого пингвина индивидуальный рисунок черных перьев на животе. Теперь, когда удалось решить гендерный ребус, персоналу легче распределять птиц по группам. Часть из них проживает в экспозиционном вольере, других содержат в научно-адаптационном корпусе.

Дарья Рогашевская, старший специалист отдела орнитологии Приморского океанариума: «Мальчики больше делят территорию, поэтому у них чаще возникают конфликтные ситуации. Хорошо, например, когда мальчики живут где-то отдельно, либо когда популяция 50% мальчиков, 50% девочек, тогда конфликтов меньше».

Атмосфера в вольере иногда напоминает трибуны с футбольными фанатами. Дело в том, что пингвины издают такие звуки, словно у каждого в клюве минимум по одной вувузеле. В этом птичьем базаре питомцы океанариума прекрасно ориентируются.

Пингвины по природе моногамны. Самка узнает своего избранника очень легко, но не по походке, которая у всех она одинаковая, а исключительно по голосу. В системе учета животных отметка о принадлежности к полу такая же базовая информация, как рост, вес и возраст. Все эти данные особенно важны, когда зоопарки или океанариумы участвуют в программах обмена питомцами.

Пингвины Гумбольдта, обитающие на побережье Перу и Чили, признаны исчезающим видом в дикой природе. Чтобы сохранить краснокнижных птиц, зоологи всего мира работают над разведением резервной популяции в неволе.

Читайте также