«Али-Баба и 40 разбойников»: как «Лентелефильм» снял всесоюзный шедевр

30.12.2023, 00:33

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Артисты «Невидимого театра» из Петербурга с оглядкой на прошлое в эти зимние холода играют солнечную восточную сказку про Али-Бабу и 40 разбойников. Ровно 40 лет исполнилось ленинградскому герою с арабскими корнями. Это был зажигательный телеспектакль, созданный режиссером Олегом Рябоконем, который умел воплощать удивительную атмосферу на площадке. Как тогда, так и сейчас добро побеждает зло, а любовь беду.

Интерьеры «Невидимого театра» чем-то напоминают пещеру Хасана — главаря 40 разбойников. Сюжет сказки про Али-Бабу актеры разыграли хотя и в современных костюмах, но с явной ноткой ностальгии к советским квартирникам.

Альбом из двух пластинок «Али-Баба и 40 разбойников» был прекрасным подарком в том числе на Новый год. Знаменитую сказку на персидском базаре рассказывает сапожник Мустафа. Это сам Вениамин Смехов. Автор переложил одну из историй Шехерезады в стихи и уговорил спеть с восточным акцентом самых харизматичных советских актеров.

Богатого брата Касыма записал Сергей Юрский, его женой Фатимой стала Наталья Тенякова, Хасан — Армен Джигарханян.

Актер до сих пор помнит все песни, музыку к которым создали два кандидата физико-математических наук Сергей Никитин и Виктор Берковский. Али-Баба был сначала предложен Юрию Никулину. Но тот отказался из-за масштабных гастролей по СССР. Не смог и Евгений Леонов.

Олег Табаков, несмотря на загруженность, выручил Смехова. Режиссер Грамматиков подал заявку на съемки кинофильма, где уже планировал снять Ролана Быкова. Однако в Госкино заявили, что по плану снимается советско-индийский фильм с тем же сюжетом и тем же Быковым. А вот на «Лентелефильме» как раз было нужно выполнить план по музыкальной сказке.

Фильм снимали под фонограмму. Только собрать вместе актеров, записанных для пластинки, не смогли. Например, Юрский мог сниматься только один день. Режиссеру Олегу Рябоконю удались чудеса монтажной съемки.

Олег Рябоконь, режиссер-постановщик «Лентелефильма», заслуженный деятель искусств РФ: «Я запомнил все ракурсы, все взгляды, направления, используя именно правило киношной „восьмерки“. Там такие моменты, что люди друг друга не видели на площадке».

Но и это не помогло. Али-Баба — Табаков в Ленинград приехать не смог. Руководство Гостелерадио пошло на уступки режиссеру согласно восточной мудрости. Только на этот раз гора поехала к Магомету в Москву. В телецентре «Останкино» установили декорацию, разместив ее в большой километровой студии на втором этаже.

Несмотря на технические сложность с ритмическим попаданием актеров в собственный текст, на площадке царило веселье дружеского капустника.

На всех участников обрушилась всесоюзная слава. Наталье Теняковой и Сергею Юрскому дети особенно на рынках среднеазиатских республик пропевали вслед: «Фатима, съешь апельсин!» Цитировали и других персонажей. Ирония была буквально в каждой фразе на советские песни, фильмы и даже балеты.

Своеволие и в тексте, и в музыке, на восточную тему не могло не насторожить телевизионных чиновников. Боялись испортить отношения с иранскими соседями. После единственного эфира Али-Бабу отложили на полку. Зато потом телефильм прошел в эфире 30 раз и, конечно, на Новый год. Без сказочной мудрости в колорите персидского базара про бедность и богатство не обойтись и в наши дни.

Связанные новости

Читайте также