В Петербург спустя век вернулся «Вампир»

21.12.2023, 19:35

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене театра «Санкт-Петербург Опера» — редкое произведение мирового репертуара. Опера немецкого композитора Генриха Маршнера была создана в романтическом стиле, но с элементами зловещей готики. Действие разворачивается в шотландском замке.

Кажется, что вампиры пришли на российскую сцену совсем недавно. Однако музыкальное произведение о любителях человеческой крови покорило петербургские подмостки еще 190 лет назад. Опера «Вампир» впервые была дана на сцене Мариинки в XIX веке.

Аристократичный образ лорда Рутвена дополняет жабо из золотого шитья и, конечно, характерные клыки. Алексей Пашиев уверяет, что создал совсем не шаблонный образ страдающего вампира. Несчастное существо, которое судьба превратила в кровавого монстра. Однако в этом чудовище не может не остаться чего-то человеческого.

Алексей Пашиев, исполнитель партии лорда Рутвена: «Здесь по поводу темных сторон есть и надлом. Надлом такой человеческий. Когда он в своем монологе рассказывает, что ему пришлось есть свою дочь. Это драматично, это тяжело. И это всё мы должны передать зрителю».

Вся гамма переживаний главных героев, где тема любви переплетается с предательством и искуплением, заложена уже в самой драматургии. Либретто написано по пьесе Генриха Людвига Риттера 1821 года, а уже через семь лет Генрих Маршнер создает свою оперу в стиле романтизма и, конечно, не без готических мотивов.

Юрий Александров, режиссер-постановщик, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург Опера», народный артист России: «Во-первых, гениальная музыка, музыка высочайшего профессионала. Замечательная драматургия, потому что выверен каждый шаг, каждая пауза. Это такая значимая работа».

Музыка этой романтической оперы в свое время произвела впечатление на самого Рихарда Вагнера. Если бы немецкий композитор ее не услышал, то возможно, сцена так и не дождалась бы «Летучего голландца». Юрий Александров считает, что история «Вампира» — совсем не страшилка в старинном духе, а продолжение линии соприкосновения человека и темных сил в таких операх как «Фауст» и «Мастер и Маргарита».

Читайте также