Почему россиян просят отказаться от корвалола и валокордина

20.12.2023, 20:01

Фото: РИА Новости © 2023, Виктор Антонюк, Рамиль Ситдиков

Ограничение продажи аптечных жидкостей, содержащих больше 30% этилового спирта, «поможет народу не спиться», заявил общественник Сергей Рыбальченко.

Эксперты Общественной палаты России представили доклад «Демография 2030». Документ, в частности, содержит ряд мер по повышению рождаемости и снижению смертности. После его публикации пользователей интернета обеспокоило предложение общественников ограничить продажу средств, содержащих больше 30% этилового спирта. Под это определение подпадают в том числе корвалол и валокордин. Бороться с доступностью аптечных жидкостей хотят через повышение их стоимости до минимальной цены на водку. Также предлагается ввести запрет на время продажи, как в случае с алкоголем. При этом в самом докладе препараты не называются. Один из авторов документа — председатель комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко — объяснил в беседе с НТВ, действительно ли инициатива касается «народных средств», против кого она направлена и как именно поможет с демографией.

— Сергей Игоревич, можно ли сказать, что некоторые предложения общественников вырваны из контекста?

— На мой взгляд, это специально разгоняется мелкими аптечными пунктами, которые существуют как альтернатива наливайкам. Они в основном выступают таким лобби, которое всех запугивает, мол, завтра все люди лишатся препаратов для сердца.

— Зачем им это делать?

— Помните, несколько лет назад была эпопея с кодеинсодержащими препаратами? Их использовали для нормализации работы сердечно-сосудистой системы, но некоторые люди применяли для приготовления наркотиков, что стало, наоборот, фактором риска для здоровья. То же самое происходит со спиртосодержащей продукцией в аптеках. По оценкам экспертов, и мы озвучили это в докладе, у 7% населения есть доступ к аптечным жидкостям, в которых люди находят более легкий вариант употребления алкогольной продукции, чем тот, который есть в винно-водочных магазинах. Мы оказались в такой ситуации, что люди умирают раньше времени из-за доступности алкоголя. Условно говоря, народ спивается. Вот перестали водку продавать, а фанфурики — пожалуйста! Сколько угодно. Еще дешевле и доступнее водки.

— Давайте уточним: меры, которые изложены в докладе, относятся конкретно к валокордину и корвалолу?

— Конкретную группу мы не рассматривали, в том числе валокордин и корвалол. Но моя позиция такова: эти средства вполне могут быть заменены другими, не содержащими спирт. Те же валокордин и корвалол есть как в спиртовом растворе, так и в таблетках. Можно вывести в доступную в любое время группу препаратов в мелкой таре (не более 25 мл), например, йод, зеленку, те же сердечные капли и уберечь народ от фанфуриков. На все подобные спиртосодержащие средства найдутся соответствующие аналоги, доступные в любое время суток. Когда ситуацию с кодеин-содержащими препаратами рассмотрели, выяснилось, что их есть чем заменить, и ввели ограничения на продажу. То есть ограничили потребление наркотиков, которые можно легко изготовить в домашних условиях.

Трудно представить, что вот стало бабушке плохо и она ночью идет за корвалолом. Вероятнее, она в скорую позвонит, врачи приедут, сделают ей укол. Если бабушке нужен будет корвалол, она пойдет днем и купит столько, сколько ей нужно.

— Как продажа аптечных жидкостей по часам и повышение их стоимости помогут в плане демографии?

— Демография складывается из рождаемости, смертности и миграции. У нас сейчас естественная убыль населения, смертность превышает рождаемость. Про миграцию мы в докладе говорим только вскользь, так как сценарий миграции, по нашему мнению, не обеспечивает устойчивого демографического роста. Нужно меньше слушать тех экспертов, которые говорит, что нам надо завезти миллион человек (непонятно кого и откуда), чтобы ими остановить естественную убыль. Такой подход нам не поможет.

Перед нами стоит вопрос повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и снижения смертности мужчин трудоспособного возраста, которая у нас зашкаливает. В 2019 году, еще до пандемии, каждый пятый случай смерти — мужчина трудоспособного возраста. Это чей-то отец, муж, сын, кормилец семьи. Основные причины преждевременных смертей у нас — сердечно-сосудистые заболевания и внешние (убийства, несчастные случаи, ДТП). Алкогольный фактор здесь определяющий. Сейчас еще ожирение прибавляется. И медицина во многих таких случаях бессильна, преждевременная внезапная смерть не лечится.

Анализ нашего регионального опыта показал: в субъектах, в которых вводились меры ограничения потребления спиртосодержащих препаратов, ощутимо росла продолжительность жизни. Пример — Республика Тыва. После массового отравления в Иркутской области (в 2016 году 78 человек умерли, выпив косметическое средство «Боярышник». — Прим. НТВ) правительство ввело ряд требований, запретив, в частности, розничную продажу спиртосодержащей (15%) пищевой продукции. Благодаря более жестким решениям за год продолжительность жизни мужчин в Тыве выросла на три года.

Читайте также