Освоить на практике: столичные школьники готовятся к работе и создают инновации

18.12.2023, 17:55

Видеосюжет: Дмитрий Лапиков
Видео программы «Сегодня в Москве»

Многие проекты столичных школьников из предпрофессиональных классов имеют потенциальную практическую ценность, заявил мэр Москвы Сергей Собянин. К примеру, в прошлом году ученики медицинских классов разработали прибор «Контролёр осанки», умную трость для слепых, а также робота — анализатора загрязненности водоемов.

Как должна выглядеть идеальная школа? Об этом лучше всех расскажут те, кто сейчас ходит на уроки и готовится к экзаменам. Аня учится в 11-м классе, она — будущий IT-специалист, но буквально пару лет назад собиралась быть лингвистом. Все изменил проект, который она придумала со своими друзьями.

Анна Болдырева, ученица школы №1532: «Основная идея нашего проекта — создание помощника для учителя в виде искусственного интеллекта, который бы мог давать некоторые советы учителю на основе ситуации в классе».

По задумке в классе будут висеть датчики температуры и влажности, камера и экран, на который выводятся все показатели. Главная задача искусственного интеллекта — менять климат и освещение в кабинете во время урока, если кому-то из учеников стало некомфортно.

Анна Болдырева: «Это снимает часть и без того огромной работы с учителя и помогает ее немного распределить на такого помощника, которого мы как раз и создаем».

Кроме этой разработки, ученики 1532-й школы придумали и собрали еще несколько прототипов, с которыми принимают участие в различных конференциях, например робоаптеку, где выдача лекарств происходит без участия человека, или высокопрочный карбоновый рюкзак, оснащенный подсветкой и зарядными устройствами.

Матвей Исупов, ученик школы №1532: «Например, школьник добирается до учебного заведения на самокате — не дай бог что произошло, упал. Но с этим рюкзаком спина останется целой, и все, что внутри него, тоже останется целым».

Создают такие проекты ученики 10-х и 11-х предпрофессиональных классов, которые учатся по новому стандарту образования. Он помогает выбрать траекторию будущей карьеры еще в школе.

Ксения Гладникова, руководитель проектного офиса школы №1532: «Они уже знают, зачем они идут, что они будут делать. Проектов у нас ежегодно становится больше. Мы стараемся задействовать абсолютно все оборудование, которое у нас есть в школе. Также в рамках договора о сотрудничестве с вузами и с предприятиями-партнерами мы реализуем проектную деятельность не только на базе школы, но и на базе их учебных заведений и предприятий».

Предпрофессиональные классы работают в столичных школах уже несколько лет, однако в этом году произошли значительные изменения. Специалисты унифицировали программу обучения.

Антон Марко, заместитель директора института развития профильного обучения МГПУ: «Все-таки в рамках предпрофессионального образования мы готовим не уверенного пользователя имеющихся технологий, а мы воспитываем будущих лидеров изменений в той или иной отрасли, и вот здесь культура и навыки проектно-исследовательского мышления важны».

Теперь старшеклассники параллельно с учебой в школе осваивают первую настоящую профессию в колледже и университете. Часть учебы проходит в вузах, где для школьников проводят лекции и практические занятия.

Степан Королёв, ученик школы №1502: «Это очень полезный опыт, который помогает понять, чем занимаются люди на работе вне рамок нашей учебы, что из себя будет представлять будущая профессия. Это очень помогает определиться с выбором».

Ученики говорят, что практика — это полезно и интересно, даже если в будущем их работа будет в смежной специальности. А в университете уверены, что новый стандарт предпрофессионального образования выгоден всем.

Андрей Кондрат, помощник проректора по учебной работе Национального исследовательского университета «МЭИ»: «Благодаря новому стандарту вузы могут найти более мотивированных, более осознанно выбирающих профессию абитуриентов, а ребята, в свою очередь, могут сделать правильный выбор, не ошибиться с выбором будущей профессии и специальности, чтобы по окончании университета идти работать на производство, в IT-компанию или в ту сферу, которой они реально горят и дышат».

Кроме технических специальностей обновляют программу по всем школьным предметам. Так, в медицинских классах ученики проходят практику в университете имени Сеченова, где получают не только углубленные знания по профильным предметам, но и формируют образ врача через книги, фильмы и их обсуждение на уроках.

Сегодня более 37 тысяч московских старшеклассников обучаются в предпрофессиональных классах, а число школ, вузов и компаний-партнеров регулярно увеличивается. Мэр Москвы Сергей Собянин уверен, что новый стандарт образования позволит готовить все больше высококлассных специалистов.

Связанные новости

Читайте также