На территории «Сириуса» начали тестировать беспилотные такси

17.12.2023, 08:56

Видеосюжет: Святослав Гордин
Видео программы «Сегодня»

Российские города завоевывает беспилотный флот. Так разработчики называют парк такси, за рулем которых больше нет водителей. На федеральной территории «Сириус» приступили к тестированию роботизированных извозчиков. Дорожные условия рядом с Сочи одни из самых сложных: много светофоров, развязок и туристов-пешеходов. Но именно в таких ситуациях искусственный интеллект и должен показать все свои преимущества.

После нажатия кнопки автопилота машина поедет по заданным маршрутам ежедневно и без выходных. В «Сириусе» следом за Москвой и «Иннополисом» начались испытания необычных такси. Здесь их 15, они называется беспилотным флотом. Люди учат машины ездить — круги, перестроения, повороты, а машины изучают созданные людьми правила движения и то, как они им следуют. Искусственный интеллект не поедет на красный и через сплошную, не превысит скорость, всегда притормозит у зебры, не станет подрезать или хамить соседям в потоке.

За рулем беспилотного авто все еще есть человек — испытатель, но пока с приставкой «водитель». Со временем водители пересядут на пассажирские сиденья, а позже, как это было уже в Татарстане, машины начнут ездить пустыми и здесь, в «Сириусе». Сергей говорит, сложно было вначале бросить руль, теперь же он полностью доверяет интеллекту своей машины.

Сергей Карпович, водитель-испытатель: «Я не мог долго привыкнуть, что не надо, но все равно руки тянутся к рулю, потому что хочется что-то дополнить».

Беспилотный автомобиль учится предсказывать поведение всех участников дорожного движения на несколько секунд вперед. Федеральная территория «Сириус» отличается от других испытательных площадок. Олимпийские объекты и море привлекают множество туристов. На дорогах обилие пешеходов, самокатчиков и велорикшей. Тут уж настоящее броуновское движение. Искусственный интеллект подстраивается и к этому.

Антон Чистяков, генеральный директор ООО «Яндекс.Испытания»: «Был гигантский риск, что нам будут сигналить, подрезать. Знаете, когда мы только начинали испытания, наверное, каждый второй водитель считал своим долгом подрезать беспилотный автомобиль, проверить, а действительно он остановится».

В испытательной программе могут участвовать и пассажиры. Катерина Алексина живет и работает в «Сириусе». Она подала заявку на участие в эксперименте и может теперь вызвать беспилотное такси к любой из 11 точек посадки и высадки.

Катерина Алексина: «Нет, не страшно. Пока что это как аттракцион воспринимается, что-то такое интересное. Будущее наступило, можно попробовать».

С водителем-инструктором говорить нельзя, отвлекает, но он хотя бы сидит в машине. Все еще сложно представить, что искусственный интеллект когда-то вытеснит водителей такси, особенно жителей юга, людей часто эмоциональных и общительных. Не получится ли, что технологии лишать нас возможности и говорить и слушать, коротая время в пути. Никаких больше «дорогу покажешь», «плачу двойной счетчик, лишь бы успеть». Технология должна быть максимально безопасной.

Беспилотный флот «Яндекса» за несколько лет накрутил десятки миллионов километров, больше, чем любой водитель. Искусственный интеллект анализирует опыт, накопленный за эти годы. Эра беспилотных авто, как говорят разработчики, не наступит внезапно. И это будет не завтра, но когда-то произойдет обязательно.

Читайте также