Цилиндр, башня, космолет: в Москве началась реставрация дома Мельникова

11.12.2023, 17:17

Видеосюжет: Дмитрий Лапиков
Видео программы «Сегодня в Москве»

Московские реставраторы начали приводить в порядок одноквартирный дом архитектора Константина Мельникова. Мастер конструктивизма построил его в Кривоарбатском переулке для своей семьи. Сейчас там музей, который на время проведения работ пришлось закрыть.

Цилиндр, башня, космолет — какие только прозвища не давали москвичи необычному зданию по адресу Кривоарбатский переулок, 10. А вот эксперты называют его Домом с большой буквы, ведь его спроектировал и построил один из самых известных советских архитекторов. Возвести в самом центре Москвы частный жилой дом в годы советской власти удалось только Константину Мельникову. В 1930-е годы он был одним из самых востребованных архитекторов в городе.

Елизавета Лихачёва, председатель экспертно-наблюдательного совета над реставрацией дома Мельникова: «Сам дом в городской застройке практически незаметен, но этот дом — воплощение московских принципов. С одной стороны, это особняк с палисадом, с традиционным жизненным укладом, с другой — это бесконечная страсть к экспериментам, к архитектурным фокусам. Москва — это место, которое постоянно меняется. И она, оставаясь традиционной, при этом очень изменчивая, и дом Мельникова — одно из воплощений этого принципа».

Дом часто называют одноквартирным, потому что кроме Мельникова и его семьи здесь никто не жил. Архитектор построил три этажа и на площади в 250 квадратных метров разместил все необходимое. Уникальные решения были буквально в каждой комнате. Так, в спальне он спроектировал особенные кровати.

Анна Кистанова, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых: «По сути, это были подиумы, покрытые штукатуркой — такой же, как и стены, пол и потолок. Они как будто вырастали из пола. Штукатурка венецианская, похожая на искусственный мрамор золотистого оттенка. Она покрывалась еще восковкой, что давало не оседать пыли и грязи, то есть в этой комнате был свежий воздух. На кровати были просто положены перины».

Главный этаж в доме — третий. Тут архитектор Мельников оборудовал свою мастерскую. Света здесь больше, чем в любой другой комнате, а все из-за шестиугольных окон, уникальная форма которых позволила в том числе равномерно распределить вес стен. Специалисты говорят, этот дом можно изучать бесконечно — он как живой организм.

Наталья Шашкова, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева: «Этот дом живой, он дышит, он вызывает волнение именно тем, что, приступая к реставрации, мы должны эту систему сохранить, не нарушить, не навредить. Это наша главная задача, наша главная цель и наше главное опасение. Но исследовательская работа на этапе подготовки к реставрации была проведена столь тщательная, велась так долго, что мы уверены в результате».

Теперь реставраторам предстоит кропотливая работа, чтобы вернуть дому исторический облик. Начнут с перекрытий и кровли — нужно проверить, в каком они состоянии.

Сергей Кравченко, главный архитектор проекта: «После работ с кровлей и перекрытиями мы приступим к фасадным работам и реставрации, в том числе и столярки по окнам и витражам. Могут уже происходить отделочные работы. Впоследствии будет выполнено благоустройство по изначальным задумкам Константина Степановича, восстановлены все дорожки и огороды».

Мельников создавал этот дом как пример дешевого и массового жилья, который необходимо вывести в серию, но наступил период сталинской реконструкции Москвы, поэтому проект архитектора стал просто неактуален. Через три года в его доме откроется музей, который расскажет о жизни, творчестве и о том, как в самом центре города удалось построить собственный особняк.

Читайте также