Как поиск родственников по ДНК помогает раскрывать преступления

09.12.2023, 18:12

Видеосюжет: Михаил Богданов
Видео программы «Центральное телевидение»

У модного в наши дни увлечения — найти с помощью теста ДНК неизвестных родственников — выявился неожиданный побочный эффект. Выяснилось, что с помощью ДНК можно найти что угодно — и даже раскрыть преступление, совершенное много лет назад.

Кэтлинн Фолбигг провела в австралийской тюрьме последние 20 лет. Отдельно от остальных — администрация боялись, что ее убьют сокамерницы. Она должна была освободиться только в 2031-м, отсидев 30 лет. И даже этот срок многим казался слишком милосердным наказанием за убийство четверых собственных детей.

Но теперь Кэтлин Фолбигг свободна. Как и почему она оказалась на свободе? Ведь в 2003-м суд счел ее виновной. Четыре подряд младенческих смерти в одной семье, как показалось суду, не могли быть совпадением. Косвенным доказательствам вины стали дневниковые записи женщины, в которых она признавалась, что устала от детских криков и радовалась, когда они прекратились. Записи передал полиции муж Фолбигг, но от нее тогда отвернулись не все.

Команда обратилась к профессору Австралийского национального университета Кароле Винуэса. По сохранившимся в медицинских картах каплям крови ученые изучили ДНК умерших детей.

Карола Гарсия де Винуэса, профессор Австралийского национального университета: «Были обнаружены мутации, которые, безусловно, вызвали серьезные сомнения относительно озвученных причин смерти. И эти генетические мутации могли дать разумное объяснение смертям».

Еще одним членом этой интернациональной команды была Сесилия Мур, самый известный мировой ДНК-детектив, распутавшая с помощью генетической генеалогии десятки дел. Сейчас к ней за помощью обращается полиция, а начиналось все с простого увлечения, любопытства и любительских баз данных ДНК для поиска родственников.

Сесилия Мур, специалист по расследованиям в сфере генетической генеалогии: «Раньше тесты были довольно дорогими, а сейчас вы просто плюете в пробирку, отправляете почтой и получаете результат. Своим генетическим портретом можете поделиться с кем угодно и сравнить его с данными других поделившихся. В этих общедоступных базах данных мы стали искать общие совпадающие сегменты».

Появление таких баз привело к настоящей революции в криминалистике. С тех самых пор как в Англии конца XIX века Уильям Гершель выдвинул теорию неповторимости папиллярных линий кожи, дактилоскопические базы данных пополняли, в основном, преступники. Трудно представить, чтобы люди обивали пороги лабораторий, чтобы сдать свои отпечатки по доброй воле. А преступников кто спрашивает. Но с ДНК ситуация противоположная — человек не только сам с энтузиазмом заносит себя в базу, но еще и платит за хранение своего генетического профиля.

А что будет, если генетические базы попадут не в те руки? Ведь признала же крупнейшая компания по ДНК-тестированию утечку данных почти 7 миллионов ее клиентов, в том числе членов королевской семьи, Ротшильдов и Рокфеллеров. Или что будет, если, изучая ДНК, кто-нибудь выяснит, что его родственник — убийца? Именно так произошло в Черкесске. 84-летнюю Антонину Колесову забили камнем и перерезали горло, ее мужа Виктора убили ножом. На кухне, забрызганной кровью, оперативники обнаружили следы ДНК, не принадлежащие пенсионерам.

Али Биджев, следователь по особо важным делам управления СК по КЧР: «Обвиняемый, находясь в квартире, а именно во время борьбы с потерпевшим, порезался о нож. В результате генетический материал — кровь — брызнула на стены и осталась на обоях».

ДНК в Черкесске возьмут у жителей подъезда, дома и квартала, у родственников соседей, работников соцслужб, ближайших парикмахерских и магазинов. Это около 4000 человек. Ни один из генетических профилей не совпадет с профилем убийцы. Но кропотливая работа даст результат: с этими данными следователи вышли на подозреваемого — некоего Дудова. Он приехал в гости к матери, и она пожаловалась на конфликт с соседкой — та подпирала камнем дверь подъезда. Взяв этот камень, Дудов пошел разбираться. Последовала ссора, камнем он ударил Колесову, а когда на крики прибежал ее муж с ножом, убил и его.

Вот только если бы родство соседа убитых и Дудова было более дальним, по полицейским базам на него бы не вышли. Старший эксперт отдела биологических исследований Анна говорит, что количество маркеров, интересующих правоохранителей, ограничено. Да и данные закрытые. И тут приходят на помощь частные базы, в которые люди заносят себя сами. ДНК-детектив Сесилия Мур рассказывает, как не выходя из дома можно сделать пугающие открытия.

Сесилия Мур, специалист по расследованиям в сфере генетической генеалогии: «На удивление большой процент тех, кто узнал, что отец им не биологический отец или их дедушка им не дедушка».

Получается, скоро даже кухарка сможет вести настоящие детективные расследования. Ведь все инструменты уже есть. И раскрываются порой даже дела десятилетия считавшиеся «глухарями».

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также