Николай Цискаридзе поставил «Щелкунчика» специально для театра имени Якобсона

04.12.2023, 21:05

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Театр Леонида Якобсона вернул «Щелкунчика» во времена его создателя. Авторы новой петербургской версии спектакля вдохновились Австрией первой половины XIX века и ее визуальным искусством.

В этой версии Маша не останется во сне с принцем, а встретит очень похожего юношу в реальности. Всё это волшебство на сцене происходит благодаря целой команде Дроссельмейеров во главе сразу с двумя принцами балета — Николаем Цискаридзе и Андрианом Фадеевым. Премьеру Мариинки однажды уже выпадала возможность танцевать в сложной версии «Щелкунчика» Григоровича в Большом театре, где используется много сценических трюков.

Андриан Фадеев, художественный руководитель и директор театра балета им. Якобсона, заслуженный артист России: «Я помню, как Николай Максимович стоял за кулисами, и был генпрогон спектакля специально для меня, чтобы был сведен весь спектакль. Стоял смотрел и потом взял за руку и провел, рассказав досконально, куда я ухожу, откуда ухожу, какое движение где делаю».

Цискаридзе, станцевавший сказочного принца в Большом театре 101 раз, для театра Якобсона все-таки предложил каноничную версию Василия Вайнонена 1934 года. В Мариинке в этой постановке танцуют вагановцы. В партиях детей тоже выходят 50 воспитанников. Цискаридзе в свое время доверял роль Маши юным балеринам. Теперь партию разделили на детскую и взрослую.

Николай Цискаридзе, ректор академии Русского балета им. Вагановой, народный артист России: «Вы привыкли, что Машу изображает очень пожилая народная артистка, что она играет состояние девочки с куклой».

Анна Скворцова, исполнительница партии Маши: «Больше сказочности появилось, волшебства. Я смотрю, как дети делают, как дети бегают, реагируют. Это по-другому, не так, как мы играли детей. Это естественные детские эмоции».

Под Рождество все ждут чуда. Его символом в мировом театре балета стал «Щелкунчик», появившийся в Петербурге 130 лет назад. Несмотря на разницу в сценических версиях чары зла всегда проигрывают силам добра и любви, и постановка Цискаридзе не стала исключением.

Читайте также