Галстук — знак ответственности: чему учат в столичной «Школе вожатых»

04.12.2023, 17:42

Видеосюжет: Даниил Землянский
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Московском дворце пионеров на Воробьёвых горах завершается первый месяц работы «Школы вожатых». Курс для старшеклассников рассчитан на полгода. За это время они узнают о том, как сделать отдых в детском лагере безопасным и интересным. Теорию и практику будущие вожатые осваивают под руководством опытных педагогов и психологов. Уже весной выпускники школы отправятся на выездную практику.

Екатерина Сёмичева первый раз стала вожатой еще в школе. Ей тогда было 16 лет. Этот опыт помог ей определиться с планами на жизнь. Сейчас девушка учится в педагогическом вузе. И она точно знала: на практику снова пойдет вожатой. Сначала Екатерина терялась, но со временем стала уверенно управлять детским коллективом.

Екатерина Сёмичева, вожатая: «Бегает просто огромная толпа детей, их невозможно собрать, особенно если это малыши. Ты думаешь: „А что же мне делать?“ А когда ты уже более-менее на опыте, ты думаешь: „Ага, сейчас нужно сказать им: «Хлопните раз, кто меня слышит»“. Они хлопают — да, все, мы собрали».

Собираясь на смену, Екатерина берет с собой самое необходимое, в том числе и книги по детской психологии, конфликтологии и мерам безопасности. Издали такие учебники в «Школе вожатых». Она находится в недавно обновленном Московском дворце пионеров. Именно туда год назад Екатерина пришла на практику.

Александр Азаренко, начальник управления городских программ образовательного комплекса «Воробьёвы горы»: «Комплекс „Воробьёвы горы“, Дворец пионеров являются не только центром дополнительного образования, но и городской площадкой по реализации множества различных проектов, будь то профильные смены, городские смены, множество массовых мероприятий. И в какой-то момент мы задумались о том, что нам нужен свой пул людей, которые бы помогали все это реализовывать, организовывать».

Школа работает с 2015 года. Последние несколько лет — только в дистанционном формате: сначала была пандемия, а затем — масштабная реставрация. В ближайшее время обучение в стенах Дворца пионеров возобновят.

Александр Азаренко: «В первую очередь — техника безопасности. Мы всегда говорим своим вожатым, что самое главное — это жизнь и здоровье детей. Плюс ко всему, конечно же, — это психология, это возрастная физиология, потому что, работая с детьми, нужно понимать детей, нужно понимать, что в конкретном возрасте у ребенка происходит».

Обязательным атрибутом каждого советского пионера был галстук. Сегодня его носят только вожатые, для них эта вещь крайне важна. Ее они торжественно получают после обучения.

Наталья Синица, руководитель образовательного проекта «Профильная четверть»: «Галстук — это не просто традиция. Это для нас знак ответственности за то, что мы работаем с детьми, за то, что нам родители доверяют самое важное в своей жизни».

Работа вожатых начинается задолго до приезда детей на новую смену. Им нужно продумать все развлекательные события и мастер-классы, подготовить места для отрядов и провести инструктажи. К приезду детей вожатые готовят особенное приветствие — танцевальный номер. Руководит процессом Анастасия — куратор смены. Именно она придумала общую концепцию — обучение эмоциональному интеллекту.

Анастасия Марская, куратор смены «Сенсориум»: «На нашей смене вожатые — это роботы, которых создала корпорация „Сеть“, чтобы они помогали нашим детям. Дети — жители этой самой корпорации. Вожатые, как андроиды, помогают им, они их кураторы. Но в один прекрасный момент случается сбой программы, роботы начинают чувствовать, не могут с этим справиться. И вот тут уже на помощь приходят дети».

На смене в этот раз — около 60 детей. Вожатые встречают их во Дворце пионеров. Затем будет выезд в образовательный центр «Команда» у берега Истринского водохранилища, но перед этим детей знакомят друг с другом, чтобы отряды были сплоченными и никто не оставался в стороне.

Арсений: «Я уже здесь 11-й раз. Увидел, что можно поехать, мне сразу же понравилась тема. Мы очень слаженным отрядом оказались, так что у меня только положительные впечатления от смены».

Наталья: «На эту смену я хотела поехать, потому что у меня был 19-го числа день рождения. Отметить в лагере день рождения было для меня чем-то новым».

Обучение проходит в интерактивной форме. После каждого мероприятия с детьми устраивают сеансы рефлексии, чтобы дети делились своими эмоциями и запоминали ключевую информацию.

Екатерина Сёмичева: «Самое главное, что наша работа не зря, мы двигаемся в правильном направлении, дети к нам тянутся. Мы совершенствуемся, находим новые подходы. Что-то мы отдаем детям, а что-то — они нам. Может, мы отдаем им какой-то опыт, а они отдают нам эмоции, любовь».

Читайте также