Что привело к взрывному росту популярности правых в Европе

02.12.2023, 17:40

Видеосюжет: Михаил Богданов
Видео программы «Центральное телевидение»

В последнее время на Западе политический маятник очень сильно смещался влево. Настолько, что губернаторы, мэры и полицейские в прямом смысле преклоняли колени перед разного рода уличной гопотой. Но теперь натянутая пружина общественного недовольства качнула этот маятник в противоположную сторону. Насколько сильно вправо занесет этот мир? И кого эта политическая сила просто сметет с мировой геополитической доски?

Если бы Леопольд Блум из «Улисса» Джойса отправился бродить по Дублину сегодня, он бы отметил, что драк в городе меньше не стало. Но причины драк за век стали другими. Активист Гэвин Пеппер — одно из лиц мирного протеста.

Гэвин Пеппер, гражданский активист: «Мне нужно, чтобы женщины и дети чувствовали себя в безопасности в своей стране, и я считаю, что Ирландия переполнена, мы ввезли в страну слишком много непроверенных мужчин. И это плохо, у нас не хватает сил и ресурсов».

Дублин до сих пор зализывает раны от вспыхнувших на прошлой неделе массовых волнений, когда на улицы посыпались выбитые витрины, подсвеченные горящими автобусами, трамваями и машинами. Беспорядки стали реакцией на нападение, совершенное у одно из школ уроженцем Алжира. Ножом он ранит женщину, мужчину и троих детей. Кайо Бениссио обезвредил нападавшего. А через минуту сам же пытался защитить его от линчевания, к которому все шло. Когда информация об инциденте попала в СМИ, на улицы вышли сотни человек. Ущерб от беспорядков оценивается в десятки миллионов евро. Полиция продолжает задержания участников.

Лео Варадкар, премьер-министр Ирландии: «Эти преступники поступили так не из любви к Ирландии и желания защищать ирландский народ. Даже не из чувства патриотизма, каким бы искаженным оно ни было. Они пошли на это из ненависти. Они любят насилие».

С патетикой министра Гэвин Пеппер поспорил бы, используя статистику.

Гэвин Пеппер: «У нас есть тысяча бездомных ирландских семей, живущих в приютах. У нас много лет кризис бездомных. Просто несправедливо, что их пропускают в листах ожидания, а деньги и жилье отдают другим, не ирландским семьям. Прежде, чем помогать другим, помогите себе».

В Германии вокалист музыкальной рок-группы Рене Унгер в девятый раз подряд едет на фестиваль в городе Ямельн, Нижняя Померания. Он останавливается около указателя в сторону австрийского городка, где родился Гитлер, смотрит и на популярный среди неонацистов флаг кайзеровской Германии. Нацистский в Германии запрещен, а этот его как бы подразумевает. После Унгер идет поздороваться с устроителями фестиваля — Бриджит и Хорстем Ламайерами.

Три года назад кто-то сжег их сарай, рассказывает Бриджит Ламайер, они решили, что это предупреждение, но не уехали. Вот и сейчас, когда фестиваль отгремит, в деревне снова останутся только они и их соседи — четыре десятка сторонников нацистской идеологии во главе с бывшим функционером крайне правой Национал-демократической партии Германии Свеном Крюгером.

Рюдигер Хоффманн, как и Свен Крюгер, занимал в партии значимый пост. Сегодня считает, что те крайне правые взгляды были ошибкой молодости.

Рюдигер Хоффманн, бывший член Национал-демократической партии Германии: «Мы, немцы, живем здесь под иностранной оккупацией, а это значит, что нами управляет враждебный оккупационный режим, который нацелен лишь на то, чтобы уничтожить нас, избавиться от коренных жителей, как-то искоренить культурные традиции, уничтожить немцев благодаря этому обмену население. Сюда привозят все человечество, предлагают им все блага, деньги за счет немецкого большинства. Так что мы хотим в соответствии с международным правом, законом о защите меньшинств, жить в соответствии с нашими традициями, нашей культурой, нашим языком, нашим отношением к богу, на нашей родине».

Впрочем, и сейчас взгляды Рюдигера с явным правым клоном. И сам он признает, что стоит на набережной Намбурга, а не сидит в тюрьме, потому что размежевался с еще одним движением, в котором был на видных ролях — «Рейсхбюргеры». Это именно те, о ком еще недавно трубила вся мировая пресса: граждан Рейха обвинили в подготовке вооруженного государственного переворота в Германии.

В спецоперации по задержанию подозреваемых приняли участие 3000 полицейских в 11 землях Германии, а также, будто по старой памяти, в Австрии и Италии. Арестованы десятки человек. Рейхсбюргеры считают себя гражданами кайзеровского Рейха, существовавшего с конца 1919 года. В их числе весьма заметные люди, включая принца Генриха и бывшего депутата Бундестага Биргит Мальзак-Винкельм. Действующий депутат Бундестага от «АдГ» Штеффен Котре считает, что в Германии так боятся правых в политике, что дуют на воду. Хотя и его партию многие считают правой.

Правым часто называют нового премьера Словакии Роберта Фицо. О правых сдвигах говорят и во Франции. И даже трампистов порой записывают туда из-за все той же резкой антииммигрантской риторики.

После Второй мировой войны загнанные под ковер правые получают все больше мест в европейских местных палатах парламента и из маргиналов превращаются с серьезную политическую силу. На выборах в парламент Нидерландов одержала уверенную победу крайне правая «Партия свободы» Герта Вилдерса. Из-за антиисламских высказываний Вилдерс уже 20 лет живет под круглосуточной охраной полиции. Великобритания запретила ему въезд из-за неоднозначной репутации. Сразу же после победы он пообещает голландцам поменьше марокканцев и других иммигрантов.

В это время в Новой Зеландии правые неожиданно зашли совершенно с другой стороны. Правительство сворачивает программу, по которой с 2027 года страна ввела бы полный запрет на покупку сигарет для людей родившихся после 1 января 2009.

Бен Юдан, политический советник ASH: «Новый министр финансов заявил, что если мы будем агрессивно пытаться сократить количество курильщиков и количество сигарет, которые продаются в Новой Зеландии, это также приведет к сокращению налогов, которые получало государство. Да, в Новой Зеландии на смену левому лейбористскому и, скажем так, социалистическому правительству пришло правое. Сейчас у власти коалиционное правительство, состоящее из трех политических партий, и две из них представляют более правые взгляды».

Запрет на сигареты, считают в новом правительстве, лишь увеличит черный рынок.

Все выпуски программы «Центральное телевидение»

Связанные новости

Читайте также