Свидетельства геноцида: в Калининграде рассказали о зверствах нацистов в Восточной Пруссии

01.12.2023, 20:49

Видеосюжет: Алексей Чеботарёв
Видео программы «Сегодня»

Сегодня Калининградский областной суд признал геноцидом зверства фашистов во время Великой Отечественной войны на территории Восточной Пруссии. По данным прокуратуры, в этом регионе действовали более 50 концлагерей, в которых содержались советские граждане. Только в одном из них — Эбенроде — с августа 1941-го по май 1942-го нацисты замучили более 30 тысяч человек.

В Восточной Пруссии нацисты истязали, подвергали медицинским опытам, убивали массово или просто ради забавы, обращали в рабство советских людей. Это все каждый слышал много раз, к этому многие привыкли. Но в течение месяца в Калининградском областном суде из рассекреченных и еще остающихся под грифом документов, показаний свидетелей и заключений экспертов извлекали конкретику. Материалы дела — десятки тысяч искалеченных судеб наших людей. Они и сейчас шокируют даже тех, кто изучать их должен с холодной головой.

Александр Авдеев, прокурор Калининградской области: «Шокируют сведения о том, как людей расстреливали, топили, сжигали заживо, избивали до смерти. И отдельно взятые документы, например, чудовищный рецепт мыла из человеческих тел, и многие другие факты, от которых кровь стынет в жилах у работника прокуратуры так же, как у любого нормального человека».

В годы войны в Восточной Пруссии, а нынешняя Калининградская область — треть ее территории, располагались 56 лагерей. Всего через них прошли почти 700 тысяч советских граждан. 114 тысяч из них были уничтожены нацистами. А те, кто оставался в живых, не были этому рады: настолько тяжелые условия были в местах содержания подневольных рабочих и тем более военнопленных.

Екатерина Манюк, директор Калининградского областного историко-художественного музея: «Воспоминания у нас есть бывшей узницы Лидии Григорьевны Удовенко: „Везло больше всего тому, кого отправляли на работу на кладбище. Немки давали карточки на продукты или даже сами давали продукты. Конечно, мы таких кладбищ никогда не видели. Поэтому мы там плакали, хотели умереть и быть там похороненными, чем жить в лагере“».

Один только вид здания так называемой «Биржи труда» может даже спустя десятилетия заставить вздрогнуть каждого, кто был насильно угнан на работы в Кёнигсберг или его окрестности. Именно там почти каждый мог приобрести себе невольника с востока — остарбайтера. Платили за человека 15 рейхсмарок — это примерно 45 буханок хлеба в ценах тех времен.

Их раздевали, осматривали, как скот, торговались. Чтобы среди покупателей не разгорались конфликты, например, за молодую здоровую девушку, могли разыграть желанную служанку в лотерею. А главное, за чем следили инспекторы имперского министерства труда, чтобы новые хозяева не баловали остарбайтеров нормальной едой, одеждой, зарплатой.

Александр Щеглов, полковник полиции в отставке: «В здании на проспекте Мира, 5, находился штаб рейхсляйтера, то есть главного нацистского деятеля Кёнигсберга. Когда наши войска окружили Кёнигсберг, они боялись восстания, он дал команду собрать расстрельные группы из лидеров нацистских ячеек. Они уничтожили десятки тысяч наших военнопленных и русских остарбайтеров, узников».

Александр Щеглов 20 лет изучал документы советских спецслужб, касающиеся преступлений нацистов. В суде он выступал в качестве эксперта. Щеглов уверяет, что даже самые жуткие и бесчеловечные истории — не вымысел, а достоверно установленные советскими следователями факты. Включая приготовление мыла из тел убитых.

Оперативники и следователи в 1944–1945 годах заходили в населенные пункты Восточной Пруссии с передовыми частями Красной Армии. Опрашивали свидетелей, фиксировали преступления, изобличали и задерживали нацистских преступников. Именно тогда начался сбор материалов для процесса, в котором только сегодня, спустя 78 лет, поставлена точка.

Елена Чашина, федеральный судья: «Признание преступлений нацистов в Восточной Пруссии геноцидом советского народа на официальном языке — установление фактов, имеющих юридическое значение. Но еще важнее то, что в столь знаковом регионе объективное и окончательное осуждение нацизма доведено до логического завершения. Когда так много сил в Европе пытаются исказить историю, палачей назвать жертвами, реабилитировать бесчеловечную идеологию, обоснованное и публичное решение российского суда в бывшем немецком Кёнигсберге — высшая мера для западных манипуляций с историей».

Связанные новости

Читайте также