Инклюзивный подход: в Москве появился новый проект помощи незрячим

01.12.2023, 18:17

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве заработала специальная программа, которая поможет незрячим и слабовидящим людям с комфортом совершать покупки в магазинах. Для большинства из них выбрать и оплатить товар — довольно трудная задача. Приходится обращаться за помощью к другим посетителям, но далеко не все готовы к общению. Чтобы решить эту проблему, группа активистов предложила обучать самих продавцов: проводить для них тренинги, раздавать памятки. К проекту уже присоединились несколько крупных торговых сетей.

Москвички Светлана и Юлия — инвалиды по зрению. Света полностью ослепла после перенесенного в детстве гриппа, а Юля из-за аутоиммунного заболевания потеряла 96% зрения. При этом обе ведут очень активный образ жизни и борются за права и возможности других незрячих и слабовидящих. Сейчас они развивают социальный проект, который помогает облегчить жизнь тысячам слепых людей. Сходить в магазин за продуктами — ежедневная насущная задача для большинства людей. Но как быть, если вы ничего не видите, но при этом вам, например, нужно купить зеленых яблок? С такими проблемами ежедневно сталкиваются 39 миллионов незрячих человек по всему земному шару, 210 тысяч из них — россияне.

Юлия Пашкова, соруководитель проекта «Бутылка кефира, полбатона: магазин, доступный всем»: «Я приходила в магазин и пыталась как-то сама на ощупь что-то найти, понять, сколько это стоит, обращалась к покупателям, которые рядом стояли, а люди не понимали, что у меня действительно серьезные проблемы со зрением, и могли как-то фыркнуть, пренебрежительно ответить, сказать: „Ты что, слепая?“».

Выход — обратиться за помощью к продавцам, но многие из них не всегда знают, что делать, и могут растеряться при встрече со слепым, рассказывает Юлия. Бывало и такое, что в магазин не пускали с Мирой — собакой-поводырем — или просили надеть на нее намордник.

Юлия Пашкова: «Но это же у нас не просто собака, а техническое средство реабилитации. Она помогает нам в разных ситуациях, в том числе поднимать какие-то предметы. Если она будет в наморднике, она просто не сможет этого сделать. Угрозы от нее никакой не исходит, а вот помочь она может».

Опираясь на свой опыт, девушки разработали систему рекомендаций для сотрудников магазинов самообслуживания, объясняющую, как вести себя с особыми клиентами. Проект назвали «Бутылка кефира, полбатона» и отправились просвещать столичные супермаркеты. Первым делом устроили тренинг для сотрудников: погрузиться в темноту и положиться на помощь собаки-поводыря и коллеги.

Торговая сеть и раньше проводила обучение для своих сотрудников по общению с незрячими людьми, поясняет директор магазина. Но то была теория без практики.

Ирина Шуранова, директор супермаркета: «Мы действительно не знали, как с ними взаимодействовать, как правильно к ним подойти и оказать им помощь. Нам объяснили, [дали] памятки, шпаргалки, объяснили в реальном времени, как это все делать. Они очень много воспринимают на слух. В основном мы все описываем, когда по магазину идем, то есть очень важно правильно описать».

Проект поддержали и другие ретейлеры, так что теперь сотрудники сразу нескольких сетей супермаркетов готовы во всеоружии встретить незрячего или слабовидящего покупателя и его четвероногого проводника.

Павел знаком с Юлей и Светой и за их проектом следил с самого начала. Как только девушки начали испытания, он с радостью присоединился к фокус-группе и результатом остался доволен.

Павел Дрёмин, участник фокус-группы проекта «Бутылка кефира, полбатона: магазин, доступный всем»: «Это то, что сможет снять очередную проблему, когда ты не думаешь: „Вот в этот магазин я пойду, а в этот не пойду“. Почему? Потому что в этом мне комфортно, а в этом я не знаю, комфортно мне будет или нет».

Проект выиграл грант департамента труда и соцзащиты населения Москвы и стал частью столичной программы «Действуй без барьеров», которая уже третий год помогает городу стать дружелюбнее для людей с физическими ограничениями.

Наталья Протасова, заместитель начальника управления социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: «Принять участие может любой москвич. Самое главное — чтобы проект был нацелен на то, чтобы среда в городе стала доступнее, удобнее для каждого».

Проект Светы и Юли работает уже полгода. За это время, как говорят сами незрячие, они стали намного увереннее посещать супермаркеты, а сотрудники магазинов научились грамотно им помогать.

Читайте также