МХАТ имени Горького открывается после ремонта спектаклем «Три сестры»

23.11.2023, 17:40

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

После капитального ремонта свои двери вновь открывает МХАТ имени Горького. Семь месяцев в нем кипела работа, и теперь труппа готова встречать зрителей. Право начать 126-й сезон получили чеховские «Три сестры». Эту постановку легендарного Немировича-Данченко в театре считают своей визитной карточкой.

МХАТ имени Горького — считанные часы до старта нового сезона после закрытия на ремонт на целых полгода. В зрительном зале и на сцене идет вечная борьба добра со злом — прогоняют новый спектакль. Но театр начинается с вешалки, а потом — с буфета. Новая гордость мхатовцев — буфет в помещении, которое пустовало больше 10 лет. Как рассказал генеральный директор театра Владимир Кехман, раньше там были пустые бетонные стены, а с потолка текли грязь и жир — в помещении прежде располагался китайский ресторан. Теперь же в буфете будут не только кормить зрителей, но и устраивать капустники и актерские концерты.

Остальные видимые театралу обновления не так масштабны, но все же очень приятны: почистили мраморные полы и лестницы, стены из армянского туфа и деревянные колонны, покрасили в золото потолок в фойе и двери. Главное — заменили старые венгерские кресла в зале на современные с сохранением мхатовской стилистики. Здание 1970-х годов облачилось в комфортабельность XXI века. Осчастливили и труппу, особенно постановочную часть. Именно сценического пространства коснулись самые серьезные изменения.

Владимир Кехман, генеральный директор МХАТ имени Горького: «Мы полностью поменяли планшет сцены. И нам сделали его наши алтайские деревянщики. Я считаю, что это просто произведение искусства».

Поменяли в театре и поворотный механизм. Это один из основных элементов сцены, который позволяет менять места действия прямо во время спектакля — не уходя на антракт, чтобы актеры могли переместиться, к примеру, из спальни в кабинет. Предыдущее оборудование выдерживало всего 40 таких поворотов в месяц, но современным спектаклям нужно по сотне и даже больше таких маневров в день.

Первыми все это смогли оценить создатели премьерного спектакля «Три сестры». В театре уже провели показ для мам, пап, родных и друзей участников труппы. Этот спектакль — восстановление версии Владимира Немировича-Данченко 1940 года. Декорации и костюмы создали по эскизам той легендарной постановки, а к тексту Чехова отнеслись со всей серьезностью — не позволили ни единой вольности. Получилась этакая мхатовская классика от истинного мхатовца, связанного самой судьбой с «Тремя сёстрами». Сергей Десницкий играл в трех постановках этой пьесы начиная с 1968 года. Сейчас, восстанавливая спектакль, он сделал для себя немало открытий в, казалось бы, выученных наизусть репликах и ремарках и в целом полностью пересмотрел сверхзадачу спектакля, поставленную Немировичем-Данченко, в духе современности.

Сергей Десницкий, режиссер: «Немирович-Данченко придумал гениальное определение сверхзадачи своего спектакля — тоска по лучшей жизни. Но сейчас это звучит довольно странно, архаично, тем более относительно Чехова. Чехов — писатель не тоскующий, он другой. И вообще пишет жизнь».

Как живет новая версия всеми любимой классики, да еще и в обновленном пространстве МХАТ имени Горького, увидеть можно уже сегодня.

Читайте также