Севморпуть наращивает объемы грузоперевозок

20.11.2023, 12:00

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

В России установили новый национальный рекорд — объем грузов, которые перевезли по Северному морскому пути, превысил 2 млн тонн. В ближайшее десятилетие Севморпуть должен превратиться в оживленную магистраль, которая будет работать круглый год. Это возможно только при наличии мощного ледокольного флота.

Кто контролирует морские пути, тот контролирует мировую экономику. Это правило работало при Петре I, работает и сейчас. Свой путь из Европы в Азию вдоль побережья Северного Ледовитого океана Россия постепенно пробивала, начиная с XVI века. Сейчас он официально называется Северным Морским путем.

Его современный маршрут проходит от Мурманска через Карские ворота, затем через Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море и через Берингов пролив, затем вдоль полуострова Камчатка мимо южной оконечности Сахалина до Владивостока. Этот маршрут почти в два раза короче всех остальных морских путей из Европы в Азию.

По поручению президента России утвержден план развития Северного морского пути, который должен стать мощнейшей логистической артерией.

Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора государственной корпорации «Росатом», директор дирекции Северного морского пути: «Если брать 2030-й год, то целевое значение грузопотока — 150 млн тонн. В основном три серьезных направления: сжиженный природный газ, сырая нефть и транзитный контейнерный грузопоток. Весь грузопоток требует режима регулярной, круглогодичной навигации по всей трассе».

Северный морской путь активно исследовали в советское время, а после перестройки свой вклад внесли добывающие компании. Но в основном это было связано с так называемым «северным завозом» — требовались мелкосидящие суда, способные заходить и разгружаться не только в северных портах, но и в устьях северных рек. Тогда одной из главных задач было снабжение поселков.

Владимир Соколов, директор института «Морская академия» Государственного университета морского и речного флота им. С. О. Макарова: «Были протоптаны, образно говоря, узкие тропки, а сейчас нам нужна широкополосная или многополосная скоростная магистраль в обе стороны, потому что суда значительно увеличили свое водоизмещение, значительно увеличена осадка».

70 процентов Северного морского пути — это глубины до 30 метров. Как говорят на флоте, это особые условия судовождения плюс ледовая обстановка. Мощь северных льдов слишком велика, и ей нужно противопоставить другую силу — силу ледоколов. Сейчас в России активно строятся около десятка ледоколов разного класса. Самые мощные из них — атомные. Самые большие в мире серийные двухосадочные ледоколы серии «22220» строят на Балтийском заводе в Петербурге. Три уже находятся в эксплуатации, еще два — в достройке. От закладки до сдачи ледокола проходит 6 лет. Каждый современный ледокол уникален и при этом универсален.

Никита Ворошилов, начальник отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода: «Современный ледокол — это судно, которое может и ломать лед, и перевозить грузы, и перевозить спецперсонал. И соответственно, проводить отгрузку на не оборудованное побережье и на оборудованное побережье. Оно может тушить пожары, может ликвидировать разливы нефти. На борту есть медпункт, который может принимать вертолеты. Это полноценное многофункциональное судно».

И все это должно работать в экстремальных температурных режимах: при температуре -50 и сплошном льду до 2 метров толщиной. У каждой верфи — свой набор компетенций. Балтийский завод строит атомные ледоколы, Выборгский судостроительный — дизель-электрические. По предварительным расчетам, чтобы поддерживать непрерывную работу Северного морского пути, нужно строить как минимум один дизель-электрический ледокол в 5 лет и один атомный — в десятилетие.

Но это далеко не все. Кроме ледоколов большой мощности, нужны портовые ледоколы и мощные ледокольные буксиры. Плюс флот спасателей и кораблей обеспечения. И, собственно, грузовые суда высших ледовых классов — танкеры и контейнеровозы. А еще нужны люди, которые этими судами смогут управлять. Их готовят в Петербургской «Морской академии» на самых современных тренажерах. Когда курсанты станут старпомами и капитанами, ледокольный флот изменится. Уже сейчас проектируется атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 мегаватт. Его планируют строить на судостроительном комплексе «Звезда» во Владивостоке. Таких ледоколов у других государств нет и в обозримом будущем не будет.

Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «В части Северного морского пути ледовая обстановка такая, что невозможно без такого мощного ледокола, как „Лидер“, обеспечить круглогодичную перевозку. Лед встает, и прежде всего на Восточно-Сибирском море. Для этого нужен „Лидер“, чтобы 12 месяцев в году грузы могли перевозиться, и наращивать этот объем».

Читайте также