ГТЛК в 2024 году запустит маркетплейс гражданских беспилотников

14.11.2023, 09:58

Фото: РИА Новости © 2023, Александр Кряжев

Государственная транспортная лизинговая компания в 2024 году запустит маркетплейс гражданских беспилотников.


Государственная транспортная лизинговая компания запустит специализированный маркетплейс по продаже гражданских беспилотников. Демоверсия маркетплейса представлена на выставке «Транспортная неделя — 2023».

Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года поручил создать в конце прошлого года Владимир Путин. Стратегия была утверждена в июне, она предполагает постепенный рост российского рынка беспилотников приблизительно до 1 миллиона единиц в год к 2035 году и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей с 50 до 80%. Беспилотники планируется использовать в сельском хозяйстве, строительном надзоре, они будут полезны при создании и актуализации геопространственных баз данных, а также для доставки грузов в труднодоступные районы.

В сентябре премьер Михаил Мишустин сообщил, что утвержден нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Через ГТЛК будут осуществляться все поставки дронов по государственному заказу. Как пояснили РБК в компании, маркетплейс призван приучить клиента к отечественной технике за счет быстрого и простого доступа к продукту.

На маркетплейсе можно будет заказать как различные типы беспилотных авиационных систем, так и услуги с их использованием: воздушное лазерное сканирование, магнитную съемку, аэрофотосъемку, оценку состояния ЛЭП, тепловизионную съемку, 3D-модели территорий.

Сами дроны также разделены по функционалу: аэрологистика, сельское хозяйство и мониторинг. Пользователь может выбрать из имеющихся в наличии, а также сделать предзаказ на конкретную модель. Вместе с покупкой дрона на маркетплейсе можно будет сразу оформить все необходимые документы. Модели с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг ставятся в России на учет в Росавиации, беспилотники большей массы подлежат регистрации. Будет также возможность оформить полис ОСАГО и зарегистрировать собственность. Среди представленных моделей — БАС самолетного типа «Геоскан 201» и «Геоскан 701», мультироторного типа «Геоскан 401», комплекс «Агримакс А30», Т-300 и другие.

Затраты на создание сайта компания не раскрывает. По оценке гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, они вряд ли превысили 10 миллионов рублей.

Как говорил в августе первый вице-премьер Андрей Белоусов, который курирует нацпроект, производителю сегодня нужен гарантированный спрос на дроны, а ГТЛК выступит консолидатором этого спроса.

Мы будем работать в одно окно, ГТЛК будет работать с производителями, формировать линейки и так далее, работать с операторами, предоставляющими услуги.

Основу спроса на дроны, по словам вице-премьера, составят федеральные органы власти и компании с госучастием, а также российские регионы. Финансирование нацпроекта в ближайшие три года составит более 300 миллиардов рублей: примерно 48 миллиардов в 2025 году, 117 миллиардов в 2025-м и 148 миллиардов 2026-м.

В ГТЛК агентству сообщили, что маркетплейс призван в первую очередь стать инструментом исполнения госзаказа. Минпромторг оценивал объем госзаказа на дроны до 2026 года в 100 миллиардов рублей, в том числе 36 миллиардов планируют потратить госорганы. ГТЛК должна поставить более 8 тысяч БАС. Ожидается, что площадка привлечет и массовый спрос. Речь идет о физических лицах, которые хотят покупать и запускать дроны для собственных нужд.

На апрельском совещании у президента Андрей Белоусов отмечал, что сейчас производство дронов в стране низко локализовано:

По сути, это крупноузловая сборка. Уровень локализации составляет по разным видам беспилотников где-то от 10 до 30%. Достаточно сказать, что сегодня импортируется почти 100% силовых установок, электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания. Из других стран ввозится примерно 90% систем электроснабжения, почти 95% пилотажно-навигационного оборудования.

По данным источников РБК, сейчас Росавиация рассматривает восемь-девять заявок от российских разработчиков на сертификацию их дронов. Пока в стране есть один такой сертифицированный образец — это «БАС-200» разработки «НЦВ Миль и Камов». В процессе валидации заявки от китайско-белорусской компании «Авиационные технологии и комплексы», «Аэромакса», «Летающих машин Тюринга» и ОКБ «Авиарешения». При этом президент поручал сертифицировать не менее десяти типов БАС уже к сентябрю этого года.

Гендиректор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов считает, что на первом этапе такой маркетплейс станет решением для юридических лиц, поскольку на площадке будут располагаться преимущественно специализированные дроны. При этом, по мнению эксперта, некоторые производители могут начать продавать только через маркетплейс, ведь это может обеспечить постоянный спрос и избавить от самостоятельного поиска клиентов.

Павел Камнев из компании «Лаборатория будущего» также сомневается, что маркетплейс будет ориентирован на b2c-сегмент:

Скорее всего, потребителем данной услуги выступит или конечный заказчик, или эксплуатант БВС, то есть это рынок b2b.

По мнению Камнева, госструктуры или другие некоммерческие организации, вероятнее, будут не покупать дроны, а арендовать или приобретать отдельную услугу.

Не видит потенциального спроса со стороны физлиц и руководитель Центра беспилотной авиации «Оператор-БПЛА.рф» Максим Кондратьев. По его словам, обычно они покупают дроны для развлечений, и ключевым фактором при выборе является минимальная цена, на другие критерии, такие как функционал, технические характеристики, стоимость эксплуатации они не обращают внимания. При этом как раз для сегмента b2b полноценного маркетплейса беспилотников пока и не было:

Есть только магазины самих производителей и их представителей или импортеров решений из других стран. Покупателю приходится посещать кучу сайтов и сравнивать все самостоятельно.

Читайте также