Восточные немцы рыдали над этим фильмом

04.09.2003, 16:58

На российские экраны выходит фильм «Гудбай, Ленин», — новинка из Германии, уже удостоенная многих престижных европейских кинонаград.

На российские экраны выходит фильм «Гудбай, Ленин», — новинка из Германии, уже удостоенная многих престижных европейских кинонаград, сообщает телекомпания НТВ. Бытовая ностальгия — так немцы называют главную причину популярности фильма.

Что примечательно, у режиссера — Вольфганга Беккера причин ностальгировать по социалистическому прошлому нет — он всю жизнь прожил в Западной Германии.

Рассказывают, что на одной из сцен фильма «Гудбай, Ленин» жители Восточного Берлина рыдали. Точно такой же ужасный растворимый кофе продавали в ГДР 14 лет назад. Тогда в 1998 году фрау Кёрнер впала в кому. Она не видела падения берлинской стены, ничего не знает про объединение Германии и смерть Эрика Хоннекера.

В 2003 году она пришла в себя. Для того чтобы не травмировать маму, ее сын Алекс решает восстановить в ее квартире бытовый мир, который она помнит — социалистической Германию 80-х годов. Этот незатейливый сюжет дает уникальную возможность — реконструировать прошлое.

Это настоящий квест. Где взять пионеров, праздничные продуктовые пайки, кондовые телевизионные передачи о международном положении?

Вольфганг Беккер, режиссер: «То, что испытали те, кто здесь вырос и провел здесь свое детство и юность, это чувство вдруг полученной свободы. Мне оно было незнакомо и непонятно. И мы встречались со многими людьми, которым в те годы было около 20 лет, в одном кабачке, и они нам многое рассказывали о том времени».

Режиссер Вольфганг Беккер никогда не ходил на первомайскую демонстрацию, не носил синий галстук восточногерманских пионеров. Он — западный немец. Унылый быт социалистического государства ему не известен, так же, как и главному герою фильма.

Выяснилось, что собрать реквизит 14-летней давности уже почти невозможно: приходилось заново печатать продуктовые этикетки, строить мебель из ДСП и учить детей пионерским песням, которых они никогда не слышали.

Катрин Зас, актриса: «Получилась достаточно правдивая история о ГДР, которая в некоторых эпизодах становится комична. И это понравилось мне уже в сценарии. Но, в особенности, во время работы с Вольфгангом Беккером. Это просто немыслимо! Я забыла о том, что он вырос на Западе».

Бытовая ностальгия превзошла все ожидания: немцы проголосовали евро. «Гудбай, Ленин» принес 41 миллион евро, обошел в прокате Бондиану и стал самым успешным немецким проектов со времен Олимпии Лени Риффеншталь. Кто мог подумать, что социалистическое прошлое так скоро станет романтичным?

Последние кадры картины: фрау Кёрнер выбегает на улицу, но Ленин уже умер.

Читайте также