На МЦК испытали беспилотную «Ласточку»

08.11.2023, 20:38

Видеосюжет: Павел Рыбальченко
Видео программы «Сегодня»

В Москве испытали поезд-беспилотник. Такие «Ласточки» начнут ходить по Московскому центральному кольцу уже в следующем году. Особое внимание во время испытаний уделили безопасности и скорости.

Остановка с точностью до четверти метра — это больше не ювелирная работа искусного машиниста, а четкость работы программы нейронной сети. В тестовом режиме на Московском центральном кольце (МЦК) испытывают поезд, в кабине которого одни наблюдатели.

По Московскому центральному кольцу поезда ходят с интервалом в четыре минуты. Чтобы его сократить, нужна автоматика. В ходе испытаний беспилотной «Ласточке» приходится часто притормаживать — в РЖД проверят, как поведет себя машина, встретив препятствие на пути.

Научить интеллектуальное техническое зрение распознать лошадь или лося не сложно, но для безопасного движения от робота требуется куда больше. Сама технология довольно сложная и интересная: специалисты испытывают как дистанционное управление, так и техническое зрение. На текущих испытаниях поезд научили распознавать временные знаки и ручные сигналы в различных условиях.

В городе беспилотный состав проверяет генеральный директор РЖД Олег Белозёров. Первый вопрос техникам в кабине «Ласточки»: «Где изобретены все составляющие нейросети?».

Олег Белозёров, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги»: «Критические технологии должны быть нашими. Дорого или дешево — тоже относительный вопрос. У нас есть другие преимущества, которые дают результат».

За ходом беспилотных поездов следят в Центре дистанционного контроля управления. У пульта — машинист-оператор, который, переключая стики и клавиши, может наблюдать сразу за двумя составами. Новых инструкций у операторов-машинистов не так много. Главное — внимательно контролировать действия автоматики, а в случае нештатной ситуации включиться и дистанционно выполнить свою основную работу — функцию машиниста.

Для того чтобы все работало, потребовался ни один год стараний и изобретений. Созданию беспилотной серии поездов не помешал и уход компании Siemens, которая делала базу для «Ласточек». Все импортные системы заменили российскими, при этом решили с нуля создавать полностью отечественный состав.

Олег Белозёров: «Предполагаем, что в течение 1,5–2 лет мы выйдем на конечный экземпляр, который будем эксплуатировать на МЦК. Мы ведем и дискуссии с Москвой о том, какой подвижной состав более удобный: в одном вагоне две двери или три. Все делаем только для того, чтобы нашему любимому пассажиру было комфортно и безопасно».

Что касается беспилотных «Ласточек», под присмотром машинистов она начнут самостоятельно перевозить пассажиров столицы уже в следующем году.

Читайте также