Предметы с историей: как находки москвичей становятся экспонатами музеев

08.11.2023, 19:00

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Новые экспонаты попадают в музеи разными путями: случайно находятся в антикварных магазинах, всплывают при генеральной уборке дома или буквально лежат под ногами. Часто история приобретения предметов становится так же интересна, как и сама вещь.

Собрать глиняную головоломку из десятков осколков — задача не из легких, но Василиса Комарова справляется. За семь лет археолог восстановила сотни многовековых сосудов. Так и не скажешь, что в детстве она «терпеть не могла» пазлы. Василиса занимается камеральной обработкой, то есть в ее ведении предмет находится с момента обнаружения и до момента отправки в музейный фонд.

Василиса Комарова: «Самое приятное, когда керамический развал в конченом счете превращается в сосуд, собирается целиком или почти целиком».

Путь к экспозиции музея не всегда лежит через археологические раскопки. В Коломенском открылась выставка, на которой можно не только познакомиться с шедеврами коллекции, но и узнать, как они в нее попали.

Ольга Полякова, главный хранитель музея-заповедника «Коломенское»: «1962 год. Строится кинотеатр „Орбита“ неподалеку от метро „Коломенское“. Рабочие находят в котловане огромный клад мелких монет. Выясняется, что клад был закопан в 1915 году каким-то неизвестным жителем Коломенского. Или в 1962 году две девочки — жительницы села Коломенское — пришли в музей и принесли старую книгу, которую нашли на чердаке своего дома. Выяснилось, что эта книга XVI века, то есть это эпоха Ивана Грозного».

Очень часто будущие экспонаты попадают в музей через дарителей. Люди несут самые разные предметы: картины, украшения, наряды и даже кирпичи.

Елизавета Ненашева, эксперт отдела подземных исследований Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Кирпичи отличаются по тесту. Это можно видеть по цвету, по форме. То есть они разные, из разных сооружений. Чаще всего кирпичи мы находим при раскопках на улицах, когда меняют плитку или коммуникации».

Елизавета давно подумывала собирать клейменые кирпичи, но все как-то не решалась. Вес одного экземпляра может достигать пяти килограммов и больше: чем древнее кирпич, тем он тяжелее.

Елизавета Ненашева: «Большинство кирпичных заводов ставили свои клейма на каждом 50-м или каждом 100-м кирпиче, то есть не на всех».

Иногда, понимая историческую ценность той или иной вещи, люди расстаются с самым ценным. Сергей Полилов передал музею документы, фронтовые письма и фотографии 1940-х годов из семейного архива.

Сергей Полилов, внук фронтовика Константина Полилова: «Большая часть — это письма деда моего, который ушел из Коломенского добровольцем на фронт в 1941 году, в первые же дни войны, и в 43-м погиб».

Узнать больше об истории героя можно на сайте музея. Все документы оцифрованы и доступны в хорошем качестве.

Нередко история предмета интереснее самого экспоната. Зачастую, чтобы ее узнать, не нужно быть ученым — всю исследовательскую работу уже провели специалисты, а обычным гражданам остается только дойти до музея.

Читайте также