В России резко вырос спрос на репетиторов для младшеклассников

30.10.2023, 17:31

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

В России вырос спрос на услуги репетиторов для учеников младших классов. Есть дети, которым требуется подтянуть математику или письмо, но сейчас родителей чаще интересуют занятия по развитию внимания и речи.

Еще летом стало заментно, что спрос на репетиторов за год существенно вырос. Причем онлайн-платформы фиксируют немалый рост в не самой очевидной группе — среди учеников младших классов.

Александра Перфилова, руководитель начального образования в онлайн-школе: «Ученики с 1-го по 4-й класс занимаются в нашей онлайн-школе порядка 200 минут в неделю. За последнее время нахождение в экосистеме выросло где-то на 30–40 минут. Самые популярные предметы — английский язык, математика, компьютерные курсы и русский язык».

Причем популярность программирования среди младшеклассников — это довольно неожиданная дисциплина.

Александра Перфилова: «C 1-го по 4-й класс у детей нет уроков информатики, но сами дети хотят, потому что им нравится создавать игры, рисовать, что-то творческое делать в компьютере».

Правда, порой дело не только и не столько в самих детях. У родителей свои доводы: сейчас ИТ — одно из самых перспективных направлений. Кроме того, это плодотворная альтернатива для тех, кого и так от компьютера за уши не оттащишь.

Екатерина Фёдорова, мама троих детей: «В начальной школе нет такого урока, как программирование, но оно помогает в математике очень сильно и в организованности, дети меньше сидят в играх».

Мама троих детей Екатерина на частных педагогов в месяц тратит около 30 тысяч. Ее сыновья Захар и Фёдор работают с репетиторами по-разному. Младший мотивирован на опережение.

Захар Фёдоров, ученик 2-го класса: «С репетитором я с первого класса начал, я там уже все знаю в школе, а с репетитором мы уже проходим что-то новое».

Старшему же требуется дополнительная поддержка в освоении школьной программы.

Фёдор Фёдоров: «Можно спокойно посидеть, поразговаривать, все ошибки свои продумать».

Школы не видят в репетиторах ничего дурного, хотя и считают, что для младшеклассников такое подспорье нужно лишь в крайних случаях.

Людмила Герасимова, руководитель начальной школы №72 г. Красноярска: «Причины бывают разные. Ребятишки разные. Бывает, что в силу здоровья, заболел ребенок, долго отсутствовал. Родители позволяют себе выезжать в отпуск во время учебного года. Мы же не имеем права запретить, пожалуйста, но тогда вы несете ответственность за программу».

Кроме того, у нынешних младшеклассников, пусть не у всех, но у многих, психологи видят ухудшение когнитивных способностей. Причина буквально под рукой.

Дарья Дугенцова, детский психолог-педагог: «Я напомню, что для младших школьников важно, чтобы мы следили за их сидением в телефонах. Это не должно превышать 45 минут, как урок. Дело в том, что родители замечают, что, по сравнению с собой или теми детьми, кто постарше, дети начали хуже выражать свои мысли. Все это за счет того, что дети обращают внимание на телевизор, на телефон, на игры».

На гаджеты сетуют и сами репетиторы. Им приходится развивать не только знания, но и физические навыки своих учеников.

Кристина Ворончихина, репетитор детей младших классов: «Ребенок, который постоянно сидит в телефоне, ему даже подержать карандаш крайне сложно. Есть детки, которые психуют, бросают ручку, им тяжело. Почему? Не развиты мышцы пальцев».

Неудивительно, что самый бурный рост в этом учебном году, по данным онлайн-агрегатора услуг, показало не репетиторство по предметам, а тренировка сопутствующих навыков — риторика и развитие внимания (спрос вырос вдвое), техника речи (в 2,5 раза), а каллиграфия — бесспорный лидер, она прибавила 210% по сравнению с прошлым годом.

Татьяна Леонтьева, автор учебного курса коррекции почерка: «Проблема некрасивого, несформированного почерка в начальной школе является тотальной».

Вроде бы программа первого класса подразумевает постановку почерка, однако впоследствии школа с ним не работает.

Татьяна Леонтьева: «Увеличение нагрузки, увеличение объема письма, увеличение скорости письма, детский почерк начинает ломаться».

Чем старше ученик, тем жестче требования: на едином госэкзамене понадобится разборчивая запись, а скорость к 11-му классу должна составлять более 14 слов в минуту. Норматив для первого класса составляет всего семь слов.

Татьяна Леонтьева: «Никто не говорит, каким образом этого добиться. Практика показывает, что приходящие к нам в каллиграф первоклашки пишут не более двух-трех слов в минуту».

Чтобы писать и быстро, и разборчиво, педагог из Омска разработала свою методику, разделив буквы набор типовых элементов.

Татьяна Леонтьева: «Одна 13-летняя девочка показала 33 слова в минуту, 9-летняя девочка показала 39 слов в минуту».

В то же время психологи обращают внимание на то, что и у родителей изменилось отношение к учебе. Дух соревновательности начал возводиться в абсолют.

Дарья Дугенцова: «Есть такое некое нагнетание со стороны общества, что нужно быть хорошим родителем, нужно, чтобы твой ребенок хорошо учился, чтобы в школе не отставал. Вообще сейчас отстающих воспринимают негативно, направляют к психиатрам, родители этого автоматически начинают бояться и активно берут репетиторов».

Родительский страх за будущее своего ребенка — сильный инстинкт, поэтому ученики у репетиторов молодеют с каждым годом, что вполне логично.

Читайте также