Game не over: российские разработчики видеоигр находят новые ниши

25.10.2023, 18:40

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня в Москве»

Столичные школьники в эти дни знакомятся с азами разработки мобильных приложений, видеоигр и 3D-моделированием. Бесплатные мастер-классы и лекции в проходят детских технопарках в рамках проекта «ТехноЗнайка». Подобные мероприятия, по словам организаторов, помогают детям найти единомышленников и превратить увлечение в профессию. Развитию отечественной сферы компьютерных игр власти сейчас уделяют особое внимание. После ухода из страны иностранных производителей для отечественных разработчиков открылись многие ниши.

Что бы там ни говорили консервативно настроенные бабушки и дедушки, видеоигры в умеренных дозах полезны и детям, и взрослым, а от развития игровой индустрии зависит даже экономика страны.

Василий Овчинников, руководитель организации развития видеоигровой индустрии: «Эта индустрия требует человеческого капитала и сама его создает. Тут рождаются будущие кадры для IT, инженеры. Это быстрый старт, где ты быстро учишься в сопровождении более опытных коллег. Это кузница кадров».

Санкции, по словам разработчиков, отбросили российскую игровую индустрию на много уровней назад — это при том, что нашим специалистам удавалось создавать глобальные продукты. Взять, к примеру, «Ил-2 Штурмовик», в который играет весь мир: там геймеру предстоит научиться управлять самолетом во время Второй мировой войны.

Альберт Жильцов, художественный руководитель 1C Game Studios: «Очень сложный математический инженерный комплекс, который разрабатывался ребятами, которых мы собирали из конструкторских бюро, научно-производственных объединений. В общем, то, что, кажется, с играми не связано. Самая большая часть аудитории просто занимается изучением самолета, потому что в действительности, если вы научитесь в игре взлетать и садиться с выключенным помощником, то считайте, что вы прошли два курса летного училища».

Главная проблема, с которой столкнулась индустрия, — бан со стороны инвесторов. Все они были из Европы и США. Кроме того, продавать игры за границу стало сложнее. На днях президент РФ потребовал создать условия для реализации наших видеоигр в странах БРИКС. На такой экспорт рассчитывают кемеровские разработчики проекта Gennady («Дженнади»).

Денис Зорин, руководитель команды Feed 64: «Это история о человеке, которого вырвали из зоны комфорта, об уставшем человеке, которому приходится разгребать проблемы вселенского масштаба».

Как и Геннадию, оказавшемуся один на один с толпой инопланетных захватчиков, маленьким независимым разработчикам приходится отстреливаться от миллиона проблем.

Группа талантливых российских студентов придумала грандиозный проект с интригующим названием «До конца». По сюжету герой — офицер — направляется в «белый» Омск, чтобы расследовать загадочное убийство.

Иван Певчев, нарративный дизайнер проекта «До конца»: «Во вступлении предстоит раскрыть небольшое дело о поджоге вагона поезда, вокруг игрока — персонажи, которые рассказывают о ситуации».

Проект для России необычный, в чем-то даже образовательный, ведь по этой детективной игре можно изучать историю Гражданской войны. И если со многими проблемами ребята справились (учились всему сами с нуля, перелопатили архивы), то квест с инвестициями пройти пока не удается.

Иван Горевой, программист в проекте «До конца»: «Релиз ожидался летом 2024 года, но у нас плохо пошла краудфандинговая кампания, придется сместить сроки на полгода-год».

Тема российской истории и культуры в тренде. Пользователи с нетерпением ждут «Смуту» — так называется первая видеоигра, которая получила грант Института развития интернета.

Андрей Воронков, заместитель генерального директора Института развития интернета: «Это одна из первых игр, разрабатываемых на российском историческом материале, и исторически воссозданы с высокой степенью детализации локации Московской Руси. Это Москва, Владимир, Ярославль, Тёплый Стан и другие. Мы все ждем яркий экшн-квест».

В организации говорят, что теперь и другие разработчики могут рассчитывать на такие донаты в виде грантов. Кроме того, студии ждут бусты и от властей.

Василий Овчинников: «Год назад мы добились того, чтобы игровую индустрию считали частью IT, поэтому налоговыми льготами, которые есть, большинство студий пользуются. После встречи с президентом 30 мая вышли недавно поручения, в них запроектированы меры поддержки: возможность не платить НДС, если ты игра, которая попадет в реестр, и не платить НДС, если ты разрабатываешь и продаешь на экспорт».

Печально, но факт — немало одаренных специалистов из России уехали. Оставшимся приходится использовать практику стажировок, обучать юное поколение. Москвичам проще — площадку, где талантливая молодежь может общаться и придумывать совместные проекты, предоставляет проект «Индиго». Дело, как говорится, за малым — найти тех, кто поверит в российскую игровую индустрию, чтобы game никогда не over.

Читайте также