Как автоматизация ускорила работу таможни в дальневосточных портах

25.10.2023, 09:47

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники таможни. Среди их ключевых задач — развитие международной торговли и рост товарооборота. В последние годы таможенники стали работать быстрее, особенно в морских портах. Это стало возможно благодаря автоматизации ряда процессов.

Торговый порт Владивосток — лидер по контейнерному обороту в России, и примерно семь из десяти заходящих в гавань судов — это пароходы с импортными товарами. На борту каждого из них сотни контейнеров, но, несмотря на огромный поток, примерно через час после швартовки таможня дает добро. Оформление грузов сейчас автоматизировано настолько, что сотрудникам морского пункта пропуска не нужно дежурить у причальной стенки. Здесь есть необходимое оборудование, которое позволяет при вывозе контейнера на склад мгновенно его взвесить, сфотографировать со всех сторон и даже измерить уровень радиации.

Упрощение стандартных процедур не отменяет фактического таможенного контроля в порту. С помощью мобильных инспекционно-досмотровых комплексов работники таможни сканируют, конечно, не всю партию, а максимум восемь процентов от общего числа контейнеров. Их содержимое четко просматривается на мониторе, если возникают сомнения, что все товары строго заявлены в декларации, груз отправляют на специальную площадку для тотального досмотра. Владивостокская таможня полностью интегрирована в информационную систему торгового порта, все сведения о товарах, их владельце и перевозчике есть у каждого инспектора на персональном планшете. Единая база данных нужна и при выявлении контрабанды, и при работе с законопослушными импортерами.

Чтобы ускорить оформление контейнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, федеральная таможенная служба разработала новую технологию выпуска товаров непосредственно с борта судна. В приморском порту Находка такая схема уже привела к рекордному результату. В сентябре здесь всего за три часа растаможили крупную партию китайских автомобилей, для этого их даже не пришлось вывозить на склад временного хранения.

Ускорить процедуру выпуска товаров могут любые участники внешней торговли, для этого необходимо подать предварительную декларацию еще до захода судна в российский порт. Документ поступит на обработку в Центр электронного декларирования Владивостокской таможни. Если у импортера безукоризненная репутация, система управления рисками позволит зарегистрировать декларацию автоматически. На тех же условиях контейнерам включат зеленый свет в любом дальневосточном порту.

На фоне западных санкций львиную долю импортных грузов завозят в Россию через дальневосточные гавани, и эти потоки неуклонно растут. За 9 месяцев нынешнего года морские пункты пропуска оформили на ввоз 511 тысяч контейнеров, это почти на 100 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Технология выпуска товаров с борта судна, а также сотрудничество работников таможни с портовиками в области цифровизации позволяет не допустить чрезмерного скопления контейнеров в терминалах и даже при повышенных нагрузках работать в штатном режиме.

Читайте также