Братья навек: чем китайские автобренды подкупают российские сердца и кошельки

25.10.2023, 10:28

Российские водители учат названия китайских автомобильных брендов: автопром из Поднебесной развивается невиданными темпами и мчит на наш рынок с максимальной скоростью, занимая образовавшиеся после ухода конкурентов пустоты. По некоторым показателям китайские машины уже превосходят хваленый немецкий и южнокорейский автопром (увы, в том числе и по цене). О нынешнем и будущем состоянии авторынка, тонкостях ценообразования, перспективах реальной локализации производств и особенном китайском автомобильном пути ведущие проекта «Инфощит» поговорили с экспертами.

Китай долгое время был известен как производитель простых дешевых машин, но сейчас это уже не так, рассказывает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. По его словам, дешевые машины китайские производители делают исключительно для внутреннего рынка, и это совсем маленькие автомобили, на которые российский покупатель даже не посмотрит. Таким образом китайский автопром избавляется от отрицательного имиджа, который он приобрел за те десятилетия, когда китайские машины были откровенно плохими.

Максим Кадаков: «Китайские компании наелись того сарафанного радио, которое было 15 лет назад, да еще и 10 лет назад, когда один сосед смеялся над другим: о, купил китайскую машину, она у тебя сгниет. Они и гнили, и запчастей не было, и колодок не было, и так далее. И вот этот сумасшедший отрицательный фидбэк, который получали китайские компании, — они от него сейчас все вместе убегают».

По этой причине, говорит Кадаков, китайские автомобили больше не будут дешевыми.

Максим Кадаков: «Даже если предположить, что они могут сделать машину без дополнительных экранов, без климат-контроля, без мультимедийной системы, без еще чего-то, чтобы запихнуть в какую-то удобоваримую нам цену… Эта машина все равно не будет дешевой, потому что надо привезти, а стоимость доставки из Китая сейчас сумасшедшая. Покупая машину там за миллион, мы должны по нынешним ценам что-то в районе 300 тысяч, а то и дороже, отдать просто за перевозку сюда. Она все равно не получится откровенно дешевой, но при этом будет, как у нас говорят, дешманской. И за что платить? (В ней) нет ничего, осталось только еще ручные стеклоподъемники сделать. И они бегут от этого флера дешевой машины неудачника, которому не хватило денег на машину нормальную».

Поэтому, уверен Кадаков, китайцы будут поставлять в Россию только хорошо «упакованные» машины. «А когда мы сюда прибавляем доставку, растаможку, акцизы, НДС, „Эру-ГЛОНАСС“, сертификацию, интерес дилера, интерес импортера, то машина, которая стоила в Китае миллион, превращается у нас в два, два двести, два триста, два четыреста…» — объясняет главред «За рулём» и констатирует: китайские автомобили — наше будущее «на ближайшие трудно даже сказать, сколько лет».

Другой эксперт «Инфощита» — основатель и владелец группы компаний Favorit Motors Владимир Попов — согласен с мнением, что у китайских производителей сейчас нет альтернатив на российском рынке.

Владимир Попов: «Люди хотят не просто машину — они хотят современный гаджет. Все хотят нормальные дисплеи, все хотят 4К-разрешение, все хотят камеры с круговым обзором. Все хотят проекцию всех функций на лобовое стекло, на дисплей. Все хотят нормального сопряжения двигателя и коробки передач. Все хотят доналоговой мощности 249 сил. И если мы все это сложим, какая у вас альтернатива? У вас ее нет. Это Китай».

По мнению Максима Кадакова, китайские автомобили по многим параметрам сейчас — вполне на уровне корейских или японских. При этом, чтобы завоевать сердца и кошельки покупателей, китайцы идут своим путем, отличным от пути, например, ведущих европейских производителей.

«Чтобы научить автомобиль ездить так, как ездит BMW, нужно вложить гигантские деньги, нужно потратить кучу времени, нужны людские ресурсы. Это все огромные деньги, — объясняет Кадаков. — Кто оценит, покупая китайский автомобиль, что он ездит как BMW? Я оценю, еще 5 процентов покупателей. А если вы вкладываете в жидкокристаллические дисплеи, в панорамную крышу, в какие-то красивые сиденья, в прострочки, это может оценить любой покупатель, даже не заводя двигатель. Он зашел в автосалон, открыл дверь: ах!»

Максим Кадаков: «Я сейчас смотрю один из свежих автомобилей, у которого не просто два экрана в одну линию, а там еще маленький такой третий экранчик отдельно для правого переднего пассажира, чтобы он мог отдельно сам что-то подрегулировать — звук мультимедийной системы, климатическую установку… Отдельный экранчик — он вообще не нужен, в нем никакого практического смысла нет, это лишнее. Но когда человек приходит (в салон): ну вон на тех автомобилях, видишь, два экрана, а здесь три. Все, человек куплен! Они (китайцы) в это вкладывают».

Владелец Favorit Motors также отдает должное качеству автомобилей из Китая. По его словам, даже если бы мировые автобренды не ушли из России из-за санкций, они ушли бы позже по экономическим причинам.

Владимир Попов: «Это был бы естественный ход экономики, потому что (китайский) продукт дешевле, продукт более качественный. Я никогда не думал о том, что китайский продукт по качеству сборки начнет абсолютно четко конкурировать, а во многих сегментах превосходить немецкий и корейский автопром».

Что касается разворачивания китайских производств на территории России, а также переформатирования китайцами мощностей, брошенных ушедшими от нас компаниями, то для этого рынку РФ пока не хватает масштаба.

Максим Кадаков: «Если рынок будет маленький, если рынок будет вокруг миллиона (продаваемых новых машин в год — Прим. ред.), как у нас будет в этом году, перспектив немного. Потому что из этого миллиона сейчас плюс-минус 400 тысяч будет „АвтоВАЗа“. Остается 600 тысяч — рынок новых автомобилей. Это и машины, которые по параллельному импорту ввезены, физическими лицами, привезенные китайскими импортерами и так далее. Маловато».

«У каждой страны есть минимум, который определяется потребностями страны, исходя из размера страны, населения, географии, объема пассажирских грузоперевозок, — объясняет Кадаков. — Наш минимум по легковым автомобилям — полтора миллиона новых машин каждый год. И мы в последние годы, не самые жирные, 2019, 2020, 2021 — болтались около полутора миллионов. Миллион шестьсот, миллион семьсот. Пик у нас был где-то в 2013–2014, перед кризисом — без малого 3 миллиона машин. Вот наш коридор — от полутора до трех миллионов машин. Вот если бы мы смогли подняться до двух — двух с половиной миллионов машин, и если компания китайская поймет: ага, если я приду на этот завод, то я смогу выпускать 100 тысяч вот этой модели, 100 тысяч вот этой модели, — то это хорошо. 100 тысяч — это уже выгодно. Даже 50 тысяч — это неплохо. Но если каждой модели продается 10–15 тысяч, бессмысленно выпускать ее. Это просто нонсенс, никто этого делать не будет. Но перспектива есть, потому что самое главное достоинство — в заводах, которые у нас остались. Как бы проблемно ни было его перезапускать, завод есть».

Новости по теме

Читайте также