Объединение науки и производства: в Сибири развивают технологии импортозамещения

24.10.2023, 11:02

Видеосюжет: Владлена Копыловская
Видео программы «Сегодня»

Российский самолет-амфибию Бе-200, который привлекают к тушению пожаров не только в регионах, но и в других странах, усовершенствовали. Теперь он может набирать на 30% больше воды, чем раньше, потому что сама машина стала гораздо легче. В этом заслуга красноярских ученых. Им удалось получить сверхлегкую проволоку, которую установили на воздушное судно вместо иностранных и тяжелых проводов из меди.

На площадях нового завода есть где развернуться. Это важно для предприятия, где производят стотонные миксеры для металлургов. Но речь не только о них, а о расширении возможностей применения алюминия в авиационной и ракетно-космической отраслях.

Научно-производственный центр разработал уникальную технологию литья, которая позволяет получать качественные сплавы, например, для изготовления бортовых проводов. А это повод забыть про импортный провод. Это совсем не мелочи. Самолет-амфибия Бе-200, например, теперь может брать на тушение огня на 30% больше воды, чем раньше.

Виктор Тимофеев, директор научно-производственного центра: «Это замена бортовых проводов из меди на алюминиевые провода, это облегчение, а раз облечение, следовательно, больше полезной нагрузки».

Производство начиналось в 1990 году с выпуска магнитогидродинамических перемешивателей. Раньше на предприятиях расплавленный металл перемешивался вручную, это была адская работа, теперь — дело техники.

Михаил Ерёмин, начальник отдела магнитного оборудования Научно-производственного центра магнитной гидродинамики: «С помощью магнитного поля расплав приводится в движение, что сократило ручной труд, а также увеличило производительность литейных агрегатов».

Сейчас более 5% алюминиевых сплавов в мире производятся на оборудовании красноярцев. А трудятся на заводе меньше 100 человек, в основном это люди науки. С самого основания предприятие работает в связке с университетом. Словом, то, что описывается в диссертациях, становится реальной продукцией.

Максим Хацаюк, заведующий кафедрой электротехники СФУ, директор по науке научно-производственного центра: «Всегда во всем мире встает вопрос объединия науки, образования, инжиниринга и промышленности. Это предприятие является уникальным примером, где это получилось и практикуется уже долгие годы».

На запуск завода научно-производственный центр получил льготный займ в размере 100 миллионов рублей от фонда развития промышленности края и теперь рассчитывает увеличить объем производства в 10 раз.

Бизнес может получить поддержку на модернизацию предприятий, разработку новой продукции, и, конечно, импортозамещающие технологии. Практика показывает, что это не те предприятия, которые вдруг выстрелили на волне санкций, а те, что неплохо себя чувствовали и до ухода с рынка зарубежных компаний.

Так учредители компании — производителя блочных тепловых пунктов сразу назад отказались от идеи просто торговать зарубежным оборудованием. Куда интереснее было самим создавать решения по экономии энергоресурсов для жилых домов, социальных и промышленных объектов.

Александр Спасский, технический директор инжиниринговой компании: «Если мы ставим обычные электросчетчики, у нас есть лампочка, если у нас нечем ее выключать, мы будет платить за электроэнергию. Тепловой узел позволяет подать то количество энергии в данный момент времени, которое требуется именно для этого объекта».

Оборудование подключается к городским сетям. Автоматика реагирует на изменения температуры воздуха на улице. Это позволяет экономить 30–40% тепловой энергии. И это весьма ощутимо в деньгах как для жителей домов, так и для бизнеса. Сейчас производители тепловых пунктов готовятся расширить производство.

Вадим Юркив, директор инжиниринговой компании: «Хотелось бы увеличить раза в три производственные мощности наши, чтобы мы могли выйти на федеральный уровень».

Красноярские производители лакокрасочных материалов не пытались гнаться за объемами продукции, как у конкурентов. Они воспользовались тем, что они местные, свои, и разрабатывали продукцию по потребностям локальных потребителей, а запросы, судя по ассортименту завода, бывают неожиданные.

Светящийся лак накапливает свет и отдает его, а есть еще лак с эффектом школьной доски для тех, кто любит рисовать на стенах, краска для газонов и вообще для любой поверхности от бетона до гипса. Теперь эти лаки и краски поставляются по всей России.

Дмитрий Безотечество, директор завода лакокрасочных материалов: «Рынок несколько оголился из-за ушедших компаний. Мы сделали ряд продуктов по стеклу и пластику и смогли занять их место, их нишу на рынке».

В этом году предприятие закупило новое оборудование. По данным фонда развития промышленности, всего за год с небольшим господдержку получили 20 проектов. В будущем году эта программа продолжится.

Читайте также