Маленькая сцена для большой мечты: в театре имени Миронова отмечают двойной юбилей

20.10.2023, 19:02

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

«Живые души» в эти выходные соберутся в петербургском театре имени Андрея Миронова. Спектаклем-праздником отметят двойной юбилей: 35 лет коллективу и 85 со дня рождения его основателя Рудольфа Фурманова.

Свой театр Фурманов создал по конспектам Станиславского: классический, репертуарный, но в штате нет ни одного актера, все — приглашенные. И сцена сравнительно небольшая, а за год через нее проходит больше сотни артистов. Многие из них сыграют и в этот раз. В программе — фрагменты из самых ярких постановок.

Здесь могут играть актеры из любой труппы, а за основу взят русский репертуарный театр. Камерность стала достоинством и дала постановщикам возможность воплощать на маленькой сцене большие мечты.

Вадим Милков-Товстоногов, режиссер-постановщик, театральный критик: «Здесь можно человеческим способом объясниться в любви. Не надо, как на стадионе, педаль нажимать».

Милков-Товстоногов поставил на этих подмостках «Соломенную шляпку» с оригинальным текстом и музыкой, созданной еще для довоенного спектакля. Высочайшего уровня режиссерам театр помог инсценировать мировую классику. Андрию Жолдаку, например, — «Мадам Бовари». Успех таких постановок чувствовал и как будто запрограммировал создатель коллектива.

Когда-то Рудольф Фурманов выпустил книгу «Из жизни сумасшедшего антрепренера», посвященную методам своей работы. Быть продюсером в советское время было в принципе невозможно. Но Фурманов умел дружить. Круг его общения был огромен: от артистов до сильных мира сего.

Наверное, потому что Рудольф Фурманов сам мечтал стать артистом, мастеров жанра он буквально боготворил. Не только организовывал концерты кумирам миллионов — Евгению Леонову, Сергею Филиппову и, конечно, Андрею Миронову, но еще и подыгрывал им на сцене.

О том, как он работал с актерами, уже давно ходят легенды. Первым Фурманов уговорил на сотрудничество Николая Симонова. Гениального исполнителя роли Петра I антрепренер уломал на выступление еще будучи юношей в 1950-х.

На сцену «Русской антрепризы», названной в честь Андрея Миронова, Фурманов однажды вышел и сам. Многолетнее партнерство с великими и личные качества помогли ему сделать роли характерными, а театр весьма домашним по обе стороны рампы.

Влад Фурман, художественный руководитель, директор театра им. Андрея Миронова, сын Рудольфа Фурманова: «Мы смотрим на себя, оборачиваясь в зеркало. Есть такое шекспировское выражение „Театр — это зеркало“. Мы смотрим на себя, какими мы были, какими мы стали, что менялось в театре. У нас прошли очень много режиссеров: классических, архаичных, авангардных, арт-хаусных. Здесь всё есть».

Главное, что в театре помимо спектакля-символа «Мертвые души» всегда были и живые. Юбилейную постановку так и назвали «Живые души», потому что здесь артисты могут сыграть то, о чем даже не грезили на больших сценах, и отдать зрителям частичку себя.

Праздничный вечер расскажет сразу о двух датах — юбилее театра и 85-летии со дня рождения Рудольфа Фурманова — создателя единственной актёрской премии, который и сам в профессии антрепренера был блистательным Фигаро.

Читайте также