Особый подход: как учат детей с инвалидностью в Москве

20.10.2023, 18:00

Видеосюжет: Вера Данилиди
Видео программы «Сегодня в Москве»

Воспитанники реабилитационно-образовательных центров Москвы полноценно осваивают школьную программу, занимаются спортом, участвуют в олимпиадах, а также на 100 баллов сдают ЕГЭ и поступают в лучшие столичные вузы.

В реабилитационно-образовательном центре №76 в Москве половина уроков проходит в положении лежа. Здесь учатся дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Но особенности здоровья не мешают успешной учебе, а просто вносят свои коррективы.

Ольга Кирюшина, учитель математики реабилитационно-образовательного центра №76: «Ребенок может встать в любое время, пойти к психологу обратиться с любым вопросом. Можно пойти на медицинские процедуры, массаж. Это не влияет никак на его подготовку, потому что после принятия процедуры он может опять же подойти к учителю, мы с ним разберем эту тему, проведем индивидуальное занятие».

В центре используют самые современные технологии для обучения. Например, задания к ЕГЭ по математике объясняют даже с помощью виртуальной реальности. В классах здесь не больше 11 человек, поэтому учитель может уделить каждому столько времени, сколько нужно. В том числе благодаря этому появляется немало претендентов на школьные медали. Среди них и одиннадцатиклассница Ксения Ионова.

Ксения Ионова: «В том, что я сдам хорошо экзамен — скорее всего, на 100 баллов, очень надеюсь — у меня нет сомнений. Это даже просто нужно для того, чтобы доказать всем и самой себе, что я это могу, что это несложно и что все возможно».

100 баллов по математике — это желаемый результат для себя, а не для поступления в вуз. В планах у Ксении — стать дизайнером. Уже даже есть портфолио: Ксения участвовала в создании дизайн-проекта школьной столовой. Утвердили его на городском уровне.

В Москве в образовательных учреждениях для людей с инвалидностью создают особые условия, чтобы у них были равные возможности с другими школьниками. Уникальный пример — Даниил Гаранин, выпускник школы-интерната №1 для обучения и реабилитации людей с инвалидностью по зрению. Химические реакции приходилось изучать вслепую — глазами юного химика были педагоги. После интерната молодой человек поступил в МГУ на химический факультет и стал первым таким особенным студентом-химиком в истории университета.

Даниил Гаранин, студент МГУ: «В советском опыте — а сейчас в российском — были не то что незрячие химики, а были ослепшие химики. Но вот именно как незрячий студент, именно поступивший как незрячий, я первый в России и, насколько я знаю, четвертый в мире».

Сейчас Даниил уже пишет дипломную работу и мечтает остаться работать в МГУ, а еще издать книгу по химии, чтобы учиться было легче. Выпускник интерната знает, насколько это важно. Здесь в помощь школьникам все материалы со шрифтом Брайля и специальное оборудование для письма. Но одних учебников недостаточно. Все дополнительные материлы для обучения печатают здесь же — в школе есть собственная типография.

Иван Вишневецкий, директор школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых: «Система образования так выстроена, что 80% обучающихся в среднем у нас поступают в высшие учебные заведения. Кроме этого, если мы будем брать прошлый год, из 16 выпускников у нас пять медалистов. Я считаю, что это [хороший] результат. Кроме того, в этом году у нас стобалльник по литературе, в позапрошлом году был стобалльник по истории».

Приезжают учиться сюда дети со всей России — в прошлом году на базе интерната открыли Всероссийский центр для одаренных незрячих детей. Один из таких ребят — Шехроз Нозумбеков из Владимира — теперь живет и учится в столице. На олимпиадах он соревнуется наравне со здоровыми детьми — и побеждает. Увлекается историей и культурой других народов, изучает английский и итальянский.

Сложности, как говорят ученики, есть, но интерес к предметам побеждает. А рядом всегда есть педагоги, которые готовы говорить со школьниками на одном языке.

Мария Холод, учитель математики школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых: «Если учитель правильно будет говорить, рассказывать, чтобы детям было интересно, и учить „рука в руке“, то есть брать руку ребенка и по рисунку изучать ту же геометрию, которую изучают в массовых школах, то они, конечно, будут конкурентоспособны».

Вопрос отличной учебы и высоких баллов на экзаменах — это желание лично каждого ученика, уверяют педагоги. Главное, чтобы для достижения таких результатов были созданы все образовательные условия.

Читайте также