Минэк раскритиковал идею «российской полки» в маркетплейсах

20.10.2023, 11:25

Фото: РИА Новости © 2023, Александр Кряжев

В Минэкономразвития считают механизм реализации идеи «российской полки» в онлайн-торговле неясным. А ритейлеры опасаются снижения доходов.

Минэкономразвития России считает нереализуемым предложение о приоритетном размещении товаров отечественного происхождения на маркетплейсах, следует из отзыва министерства на законопроект о «российской полке». С документом ознакомились «Ведомости».

Законопроект о российской полке, т. е. о приоритетном размещении российских непродовольственных товаров, обсуждается с весны 2023 года. Изначально он был нацелен только на офлайн-ритейлеров. В октябре 2023 года стало известно о новой версии законопроекта, в которой эти же требования распространили и на онлайн-платформы, обязав их размещать в поисковой выдаче сначала 50 карточек с товарами российского происхождения, а уже после них все остальные.

Законопроект разработала «Единая Россия», сообщалось на официальном сайте партии в марте 2023 г. без указания авторов.

В своем отзыве Минэк отмечает, что считает «неясным механизм реализации соответствующего положения», так как придется перестраивать алгоритмы, чтобы потребитель продолжал получать предложения о товарах, основанные на его предпочтениях. «Запрос формируется покупателем по заданным им критериям, в том числе посредством указания на конкретный товар, — указывает ведомство. — В этой связи безусловное первоочередное размещение предложений о заключении договора купли-продажи товаров российского происхождения может быть не обеспечено по техническим (объективным) причинам».

Сходную позицию высказал «Ведомостям» Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли, в которую входят крупнейшие маркетплейсы Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет». Маркетплейсам, по его словам, придется перестраивать рекомендательные алгоритмы с учетом приоритизации каких-то определенных товаров, что также приведет к издержкам.

По словам представителя Минпромторга, технически проблема, на которую указывает Минэк, решаема. «Маркетплейс предусматривает необходимое количество первых карточек поисковой выдачи под российские товары. В остальном продолжают работать все прочие алгоритмы, ценовые фильтры и проч.», — предложил он возможный вариант реализации задачи. Минпромторг проводит совместную работу с федеральными органами власти, в том числе с Минэком, «по выработке общей позиции по законопроекту», добавил собеседник.

«Мы поддерживаем инициативу продвижения отечественных товаров», — заявил «Ведомостям» представитель Wildberries. Но эта поддержка на платформах может подразумевать различные варианты, считает он: «Например, выделение товаров отечественного производителя через внедрение специального фильтра или через определенные тематические подборки „Сделано в России“».

По словам источника «Ведомостей» в одном из крупных маркетплейсов, платформы беспокоит риск того, что, если их обяжут показывать пользователям 50 товаров, которые будут им заведомо менее интересны, они будут покидать маркетплейс и его доходы будут снижаться.

Читайте также