Искусство староверов: в Эрмитаже представили иконы и резьбу Выгорецкой обители

18.10.2023, 18:36

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

От поморской рукописи до могильной доски. Две сотни предметов и все основные виды искусства, связанные с Выгорецкой обителью, представили в манеже Малого Эрмитажа.

До конца 90-х годов прошлого века об удивительных мастерах-староверах знали избранные исследователи. После раскола русской православной церкви приверженцы старой веры ушли на окраины Севера, где, оставаясь, будто в тени глухих лесов, основали центры, в том числе на берегу реки Выги на территории современной Карелии. Занимаясь рыбным, зверобойным промыслами, они создали и свой уникальный художественный стиль — поморский пошиб, ставший одним из наиболее значимых направлений старообрядческого искусства XVIII и первой половины XIX веков.

Анна Иванникова, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: «Когда Россия стала империей, у нас постепенно в храмах всё больше стали появляться картины на религиозные сюжеты. Вот эти границы между древним святым образом и религиозной живописью, пониманием древнего образа, оказались постепенно стерты. Именно старообрядцы сохранили древние иконописные основы, технику, иконографию, сюжеты и в целом облик этих произведений».

Эрмитаж сохранил и отреставрировал к выставке несколько десятков икон. Ученые отмечают их суровый облик, лаконичность и простоту образов. На наиболее ранних произведениях лики ярко выбелены, а одежда покрыта золотыми штрихами, символизирующими божественный свет. Часто такие росписи складываются в определенный орнамент, характерный мастерам определенных центров. Выговские иконописцы были изысканы в композиции и аккуратны с цветом, выбирая охру, а не яркий бирюзовый. Резные, деревянные святыни тоже не лишали живописи.

Игорь Пермяков, заведующий лабораторией научной реставрации темперной живописи государственного Эрмитажа: «При удалении поверхностных наслоений было обнаружено, что кроме того, что это первоклассная резьба, она была прописана темперными красками, как обыкновенная икона. Это первоклассный мастер-резчик. О живописи мы не можем судить: сохранилась в фрагментах, представить, как была в красках, сложно».

Реставраторам удалось вернуть почти исчезнувший образ на стекле. Краска превратилась в пыль, но мастера нашли способ закрепить ее на основе. Эрмитаж может похвастаться редкими, ранними трехстворчатыми и четырехстворчатыми складнями, а также поморскими рукописями, где составители доказывают истинность старой веры.

Копии архивных фотографий позволяют в воображении переносить эти экспонаты в то время, когда обитель еще существовала. Ее уничтожили в седине XIX века. Сегодня на той земле вырос лес, неизменной осталась лишь река.

Читайте также