Рост цен и серый импорт обрушили продажи легальных видеоигр в России

16.10.2023, 10:31

Спрос на официально ввезенные в Россию видеоигры упал в четыре раза при выросшей на 75% цене.

Продажи легально ввезенных в Россию видеоигр на физических носителях за первое полугодие 2023 года упали в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Было продано всего 133,9 тысячи штук против 547,1 тысячи. Об этом пишет РБК со ссылкой на подготовленные по запросу агентства данные Русской ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр, она объединяет основных поставщиков и продавцов видеоигр в России, на долю которых, по оценкам ассоциации, приходится 60% рынка.

Согласно подсчетам, падение продаж игр в денежном выражении оказалось менее существенным и составило 57%, с 2 миллиардов до 861 миллиона рублей. Для сравнения: за первое полугодие 2021 года выручка от продаж составляла 2,7 миллиарда рублей.

При этом стоимость одной игры на физическом носителе за год выросла сразу на 75%: с 3,7 тысячи до 6,4 тысячи рублей за штуку. Агентство отмечает, что игры дорожали и раньше, но не так резко: в первой половине 2022 года цены выросли на 10% год к году, а за аналогичный период 2021-го — на 7%.

Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков обращает внимание, что падение продаж игр «в коробках», то есть на физических носителях, напрямую связано с ростом их стоимости.

Не каждый готов переплачивать за легальный продукт, особенно когда на сером рынке аналогичный товар действительно дешевле. Кроме того, сказываются и колебания курса валют, все же абсолютное большинство видеоигр поставляется из Европы и США.

Президент Русской ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр Яша Хаддажи, который ранее возглавлял российское представительство Nintendo, а сейчас занимает пост гендиректора компании-импортера «Ачивка», отмечает, что спад продаж коснулся только официального ретейла, осуществляющего импорт товаров легально через таможню.

Повышенный спрос на дисковые носители игр наблюдался с весны-лета 2022 года: тогда часть потребителей даже переключалась на ретро-игры и приставки в связи со сложностями в доступе к сервисам и играм от популярных международных поставщиков игр. Об этом говорят аналитики ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», это крупнейший оператор фискальных данных в России. По собственным данным, он ежедневно обрабатывает до 57 миллионов кассовых чеков с более чем 1,1 миллиона онлайн-касс по стране. Высокий спрос на физические носители, по данным «Чек Индекса», сохранялся вплоть до конца 2022 года, это обеспечило высокую базу этого периода.

Аналитики «Чек Индекса» констатируют, что в начале 2023 года интерес к играм на физических носителях поддерживал в том числе период подарков в рамках гендерных праздников. В результате по итогам первых семи месяцев 2023 года число покупок видеоигр на физических носителях выросло на 17% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Средний чек составил 3,4 тысячи рублей, что на 10% выше, чем в прошлом году.

Но рынок насыщен. Во втором квартале 2023 года число покупок было на 60–65% ниже, чем в первом.

Опрошенные РБК розничные сетевые и несетевые магазины, продающие видеоигры «в коробках», либо не ответили на запросы о падении продаж, либо не предоставили соответствующую статистику (DNS, GamePark, «Бука», PlayGames, 3D Game Shop и NextGame). В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» лишь рассказали о сохранении интереса к консольным играм на физических носителях, не назвав при этом ни абсолютных цифр, ни динамики продаж.

Яша Хаддажи предполагает, что спад продаж в официальном ретейле обусловлен стремительным увеличением количества черных продавцов на маркетплейсах, цены у которых ниже, чем в официальных магазинах. С тем, что на маркетплейсах встречаются серые продавцы, согласен и Денис Кусков.

В пресс-службах крупнейших маркетплейсов Ozon и Wildberries сообщили РБК, что сегмент игр на дисках по итогам первого полугодия показал значимый рост: в 2,5 раза и почти в 3,5 раза в штуках соответственно. Средний чек на Ozon вырос на 30%, в Wildberries заявили, что не собирают и не анализируют данные по ценам. При этом оба маркетплейса утверждают, что противодействуют широкому распространению контрафактных игр на своих платформах.

Так, представитель Wildberries заявил РБК, что объем контрафакта на маркетплейсе сведен практически к нулю, так как все процессы максимально прозрачны.

Перед покупкой в режиме реального времени можно ознакомиться с рейтингом товаров и продавцов, отзывами других пользователей. Работают и дополнительные инструменты верификации продукции, например проверка сертификатов и деклараций соответствия в базе Росаккредитации. Кроме этого мы самостоятельно разработали и внедрили сервис «Цифровой арбитраж», с помощью которого правообладатели могут напрямую взаимодействовать с другими продавцами и запрашивать от них соответствующую документацию, если у них возникает подозрение на контрафакт их продукции.

В пресс-службе Ozon, в свою очередь, сообщили, что компания постоянно совершенствует меры по борьбе с контрафактной продукцией.

В сегменте консольных видеоигр в «М.Видео-Эльдорадо» по итогам восьми месяцев 2023 года около 50% штучных продаж пришлось на релизы для PlayStation 4, еще 25% составила доля изданий для PlayStation 5. Об этом агентству рассказали в пресс-службе компании. Еще 14% приобретенных игр были для Nintendo Switch, 11% — для консолей Xbox.

Наиболее популярными новинками текущего года в продажах «М.Видео-Эльдорадо» стали Hogwarts Legacy, Atomic Heart, Resident Evil 4 Remake, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom и Diablo 4. Абсолютные цифры не приводятся.

Читайте также