К 90-летию балетной труппы в Михайловском театре возродили «Светлый ручей»

13.10.2023, 22:19

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцену Михайловского театра возвращается балет, который в 1935 году был создан Дмитрием Шостаковичем специально для этой сцены. Тогда «Светлый ручей» продержался в репертуаре всего несколько месяцев: разгромная статья в газете обвинила постановку в искажении советской действительности. Чтобы сегодня вернуть музыку композитора, авторам пришлось изменить либретто и поставить балет заново.

Видеоарт в этом балете — даже не часть оформления спектакля, а полноценный участник. Графика точно передает дух эпохи 30-х годов, когда был написан «Светлый ручей». Тогда лозунги несли не только идеологию, но и эстетику авангардистов, а время требовало новых решений во всех сферах. Поэтому и при возрождении балета даже конструкция летней эстрады в станице весьма характерна.

Вячеслав Окунев, главный художник Михайловского театра, народный художник России: «Она такая прозрачная, она такая, как купол, как небо. В общем, мы всё равно где-то исходили из культуры 20–30-х годов с кубизмом, конструктивистскими, какими-то идеями. Поэтому от этого всё появлялось».

Супрематические снопы сена перекликаются с работами плакатиста Родченко, а в металлических колоннах видны идеи архитекторов-бунтарей. По сюжету творения Шостаковича столичные артисты посещают преуспевающий кубанский колхоз. Гений композитора проявился через симфонизм и в музыке для балета.

Анастасия Соболева, исполнительница партии классической танцовщицы, прима-балерина Михайловского театра: «Здесь главная особенность этой музыки, что здесь гений композитора сделал сложное простым и очень понятным. Там потрясающие и удивительные полифонии и очень непростые. Тем не менее это воспринимается легко и очень душевно ложится на наше понимание, что-то сразу ассоциируется с детством, и что-то родное пробуждается».

Свободный в танце новый «Светлый ручей» не лишен классицизма. В финале зрителя ждет блистательный дивертисмент о любви. Также на сцене отдали должное создателям балета композитору Шостаковичу и хореографу Лопухову в виде портретов, а газету с разгромной статьей просто сдали в макулатуру.

Читайте также