В петербургском «Манеже» предлагают исследовать Россию XX века через скульптуру

12.10.2023, 22:09

Видеосюжет: Алексей Корепанов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась масштабная экспозиция «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век». Это совместный проект петербургского Русского музея и московской Третьяковской галереи.

Вместе с передовиками производства новый мир ваяют и скульпторы из фарфора, бронзы, камня и даже стекла. XX век — эпоха научных открытий, промышленных прорывов и политических потрясений. Всё это находит в отражение в творчестве. Даже ложка, вошедшая в обиход каждой советской семьи, стала предметом внимания.

Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж»: «Именно в XX веке скульптора, ее неповторимый почерк, выходит на первый план. Мы видим очень разные стили, жанры, направления. Это очень разное искусство. Собственно, как и разным, богатым на исторические, политические события был XX век».

Развитие авиации, спортивные победы — всё это с исторической точностью запечатлевают скульпторы. Фигура олимпийской чемпионки по конькобежному спорту Марии Исаковой из фондов Третьяковки подтверждает это.

Ирина Седова, сокуратор выставки «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век» (Третьяковская галерея, Москва): «Мария Исакова первый раз вышла на лед в такой характерной шапочке с галочкой. Те, кто еще застал советское время, помнит, что все наши мальчишки ходили в этих шапчонках смешных».

Круговорот событий выносит мастеров скульпторы за пределы привычных рамок. Одна работа не похожа на другую: от модерна и кубизма до абстракций и наива. Фаянсовое панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара — коллаж из полсотни деталей весом в четверть тонны. Размеры под стать значимости первых выборов народных депутатов Киргизии.

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств: «Это вообще его фишка, такие большие сложные объекты, потому что мы видим разные глубины. Очень сложный комплекс людей, героев, декора. Всё это позволяло ему достаточно дерзко ворваться в художественный мир своего времени».

Проект в «Манеже» неслучайно назвали «Сопряжение форм». Застывшие мгновенья здесь дополняют кадры документальной хроники, ведь XX век — это рождение кинематографа и телевидения. Сама выставка, будто сценарий, где действующие лица — бюсты видных героев того времени.

Читайте также