«Сила Сибири»: газ проходит большой путь от месторождения до потребителей в КНР

11.10.2023, 16:40

Видеосюжет: Александр Коневич

Российские и китайские журналисты выяснили, какие уникальные технологии используют для того, чтобы российский газ по трубопроводу «Сила Сибири» вовремя доставляли потребителям Поднебесной, и вместе проследили путь топлива от месторождения до адресата.

От газораспределительной станции в уезде Юнцин до центра Пекина всего 60 километров, а до российско-китайской границы 1500 километров, но российский газ доходит и сюда. Китайские власти уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей среды и продолжают кампанию по переводу потребителей с угля на этот экологичный и экономичный вид топлива. Из России постоянно растут поставки трубопроводного газа, который чрезвычайно важен для стабильного снабжения КНР, особенно зимой, когда есть перебои по другим направлениям.

Российский газ на территории Китая попадает в национальную трубопроводную систему. Северный участок, который как раз и соединяется с российским газопроводом, достроили незадолго до запуска «Силы Сибири».

Ли Бо, директор проектного отдела провинции Цзянсу по строительству китайско-российского газопровода китайской корпорации нефтегазовой трубопроводной сети: «В проекте китайско-российского газопровода применялась абсолютно новая модель для сбора и отслеживания информации о ходе строительства. Это помогло избежать многих вопросов и сделать все достаточно быстро».

Сян Чжуннань, ведущий телеканала CGTN: «В Китае уже более 10 лет регулярно принимают планы по борьбе за голубое небо, предполагающие активный переход страны на чистые источники энергии. Среди них далеко не последнее место занимает природный газ. Этого курса по зеленой и низкоуглеродной трансформации Китай намерен придерживаться и дальше. Энергопереход, конечно же, случится не в один миг и будет поэтапным, чтобы, думая о защите окружающей среды, не навредить национальной экономике и людям».

Рекордный контракт между Россией и Китаем, подписанный на 30 лет, предполагает выход на уровень 38 миллиардов кубометров ежегодно. Газ поставляется из Якутии, с Чаяндинского месторождения и с Ковыктинского месторождения в Иркутской области.

Олег Мотко, заместитель начальника газокомпрессорной службы Чаяндинского нефтегазопромыслового управления ООО «Газпром добыча Ноябрьск»: «После очистки газ компримируется, охлаждается, происходит сжатие газа до заданных параметров — необходимого давления, после чего он подается уже в магистральный газопровод „Сила Сибири“».

Чтобы газ двигался по газопроводу, нужно это давление поддерживать. За это отвечают компрессорные станции. От Чаяндинского месторождения до перехода в Китай на «Силе Сибири» их восемь. Семь носят имена казачьих атаманов XVII века, первопроходцев Сибири и Дальнего Востока. Восьмую, ближайшую к российско-китайской границе, подчеркивая ее масштаб и важность, назвали «Атаманской». Сами работники говорят про нее «станция-отец».

Разветвленная и самая протяженная в мире газотранспортная система — важное отличие «Газпрома». Это уникальный технологический комплекс, на многие десятилетия вперед гарантирующий бесперебойную подачу газа и рядовым потребителям, и нуждающимся в нем промышленным предприятиям.

Ван Дэлу, корреспондент телеканала CGTN: «„Атаманская“ — современная, мощная, „умная“. По-моему, она важна тем, что так недалека от Китая. Отсюда всего 200 километров до моего родного края — провинции Хэйлунцзян, название которой буквально перевести на русский можно как „Река черного дракона“».

Компрессорная станция спроектирована и построена так, чтобы управлять газоперекачивающими агрегатами и вспомогательным оборудованием практически без участия человека. Для контроля достаточно одного сменного инженера.

Ван Дэлу: «В работе станции сосредоточены видимое (самые передовые технологии и оборудование, самые инновационные решения) и невидимое (дисциплина, аккуратность, серьезность и, самое главное, ответственность сотрудников „Газпрома“)».

На «Атаманской» работают профессионалы со всей страны. Кто-то — вахтовым методом, кто-то и вовсе переехал на Дальний Восток, не устояв перед «Силой Сибири».

Андрей Горбачёв, директор Свободненского ЛПУМГ «Газпром трансгаз Томск»: «Принял решение связать свою жизнь с этим проектом. Я здесь начинал начальником ГКС, запускал в магистраль эту станцию с самого начала. Мы в этом году запускаем уже второй цех под полное развитие компрессорной станции, строим лупинг магистрального газопровода. В перспективе у нас еще дальнейшее развитие восточной газовой программы».

Газоперекачивающие агрегаты на компрессорной станции двух видов — 32- и 16-мегаваттные. В основе вторых, кстати, модернизированные авиадвигатели.

Сергей Синицын, главный инженер, первый заместитель директора Свободненского ЛПУМГ «Газпром трансгаз Томск»: «Справа мы видим газоперекачивающий агрегат ГПА-32 „Ладога“, названный в честь самого большого озера в Европе. Здесь двигатели сделаны специально для газовой промышленности».

Производят самые мощные для газотранспортной системы агрегаты на Невском заводе — старейшем промышленном предприятии Санкт-Петербурга. «Ладогу» здесь называют своим флагманом.

Олег Кириллов, заместитель директора по производству АО «Невский Завод»: «Ввиду того, что страна у нас очень большая, пути газовые очень длинные, чтобы газ этот протолкнуть на такие расстояния, нужна машина довольно-таки мощная. Эту машину мы производим уже больше 10 лет на нашем заводе, она полностью локализована нашими сотрудниками, нашим инженерным центром».

«Ладога» — железо с характером, говорят на заводе, стальным в буквальном смысле, как у тех, кто несколько лет строил «Силу Сибири», строил так, чтобы еще многие десятилетия газ гарантировано приходил туда, где он нужен людям и промышленности.

Сян Чжуннань: «Мы находимся на реке Янцзы, где расположен заповедник редчайших видов рыб, которые водятся только в Янцзы. Площадь этого заповедника порядка 22 квадратных километров, ловля рыбы здесь абсолютно запрещена».

На юге Китая проходит южный отрезок восточного трубопроводного маршрута. Его общая протяженность достигает полутора тысяч километров, большая часть из которых уже построена. На реке Янцзы, чтобы не навредить ее хрупкой экосистеме, при строительстве были применены уникальные технические решения. Длина туннеля превышает 10 километров. Для его сооружения даже пришлось разрабатывать новую технику. Южный участок китайской трубопроводной системы, которая соединяется с «Силой Сибири», вообще самый сложный.

Бай Циан, сотрудник компании PipeChina: «Специально для этого проекта мы в Китае сделали туннелепроходческий комплекс под названием „Чантун“. В комплексе использовалась специальная центробежная система, гарантирующая экологически чистый процесс строительства. Мы сделали все, чтобы защитить водно-болотные угодья по обе стороны Янцзы».

Подводный туннель строили 28 месяцев. Учитывая сложность работ, это быстро. Теперь проект, который появился благодаря российско-китайскому сотрудничеству, уже точно войдет в историю газотранспортной отрасли. Причем в мировую историю.

Читайте также