Гондурас беспокоит: почему бывший союзник США перешел на сторону Китая

07.10.2023, 16:51

Видеосюжет: Клим Санаткин
Видео программы «Центральное телевидение»

Небольшая латиноамериканская страна беспокоит политиков, журналистов, а вместе с ними и простых обывателей США.

Полгода назад Гондурас разорвал свои многолетние связи с Тайванем и установил дипломатические отношения с Китаем. Через три месяца лидер Гондураса госпожа Сиомара Кастро посетила Пекин, где ее встречал сам Си Цзиньпин.

В том, что Китай заполучил такого союзника в Карибском бассейне, администрация Байдена и военные из Пентагона видят потенциально опасные стратегические последствия. В Гондурасе находится крупнейшая в этом регионе американская военная база. И, как заявила на слушаниях в Конгрессе глава Южного командования США генерал Ричардсон, тот факт, что Китай инвестирует в критически важную инфраструктуру Гондураса, означает, что «они находятся на 20-ярдовой линии от нашей родины».

Майкл Аарон Роклэнд, дипломат: «Мне всегда казалось, что США не придавали должного значения странам американских континентов, кроме Канады и в некоторой степени Мексики. Я проводил лекции в Центральной Америке. В каждой из стран замечал, что население ощущало себя обделенным вниманием со стороны США. Вот так, я считаю, мы и открыли дорогу Китаю».

В конце 60-х в соседней с Гондурасом Никарагуа к власти пришли сандинисты — сторонники партии марксистского толка во главе с диктатором Анастасио Сомоса. В 1979-м молодой диктатор Сомоса в ходе вооруженного восстания сбежал из Никарагуа в Парагвай, где спустя год его нашли повстанцы, изрешетившие Сомосу из автоматов.

Противники победивших в Никарагуа марксистов осели тогда в современном Гондурасе. Именно там возникли базы «контрас», которые при поддержке Вашингтона устраивали рейды в соседнюю страну. А тогдашний молодой, подтянутый и стройный в темных очках президент страны с красивым именем Даниель Ортега на фоне дряхлых старцев из политбюро для каждого гражданина СССР воплощал советские идеалы.

Но революционная борьба в Никарагуа вскоре стихла. Даниель Ортега снова и снова избирался на выборах президента, а Соединенным Штатам, казалось бы, уже не было никакого дела до банановых республик. Гондурас интересовал США лишь как площадка для военной базы в Центральной Америке.

Майкл Аарон Роклэнд: «А этим летом в подзабытый Вашингтоном Гондурас пришел Китай».

Китай готов вкладывать в банановую республику деньги, а также готов проводить «стадионную дипломатию», которую еще называют «мягкой силой». Пекин помогает строить спортивные объекты в ответ на встречные дипломатические шаги. Вполне возможно, лидер Гондураса госпожа Сиомара Кастра решила подружиться с Китаем из чисто меркантильных соображений, чтобы, как соседняя Коста-Рика, обзавестись за счет Пекина новым современным стадионом.

Правда, организовывая строительство такого спортивного объекта, Китай — осознанно или нет — вполне возможно закладывает мину замедленного действия. Ведь именно в Гондурасе всего один мяч, залетевший не в те ворота, однажды уже стал причиной самой настоящей войны. Так, в 1969 году между Сальвадором и Гондурасом вспыхнул вооруженный конфликт, известный как «футбольная война». Поводом послужил проигрыш команды Тегусигальпы команде Сан-Сальвадора в матчах плей-офф. Это стало последней каплей в и без того непростых отношениях двух стран. Конфликт продлился четверо суток. Войну еще называют 100-часовой. И конфликт Америки с Китаем рискует оказаться такой же скоротечной «сточасовой» войной, ведь воевать будут две ядерные державы. И если дело дойдет до применения такого оружия, война точно не продлится долго.

Майкл Аарон Роклэнд: «Поскольку центральноамериканские страны способствовали китайским инвестициям, которые в итоге все же случились, у них не было выбора. Китай заявил, что не станет инвестировать, если они будут поддерживать официальные отношения с Тайванем. По сути, они сделали в точности то же, что делают США уже много-много лет. Как американец я, конечно, не очень этим горжусь. Но без отношений с Китаем сейчас не выживешь».

Впрочем, в Штатах сейчас раскручивается другой скандал. Суть его в том, что против американского орла китайский дракон может использовать другое оружие — генетическое.

Майкл Аарон Роклэнд: «Давайте признаем: нас очень беспокоят вопросы конфиденциальности. Мне кажется, здесь, в Америке, есть какая-то настоящая паранойя по поводу этих вопросов с ДНК».

Новая теория заговора гремит не на задворках Интернета, а на полосах ведущих американских газет. Как утверждает The Washington Post, воспользовавшись пандемией с помощью подаренных странам своих биолабораторий, Китай собирал ДНК по всему миру. И теперь Пекин якобы готовит генетическое оружие. Взрыв этой информационной бомбы может быть куда громче взрыва китайского воздушного шара в небе над Южной Каролиной.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также