Минтранс опроверг информацию о кратном росте цен на такси

06.10.2023, 12:18

Фото: РИА Новости © 2023, Мария Девахина

В Минтрансе опровергли информацию о резком росте цен на такси и заявили, что в большинстве регионов они не изменились.

В Минтрансе опровергли информацию о кратном росте цен на такси. Ранее РБК со ссылкой на выступление замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко на форуме TAXI-2023 в Сочи сообщил, что рост цен на услуги такси в отдельных регионах России достигает 44%. По словам Луговенко, рост зафиксирован в половине российских регионов, в 45% цены остались без изменений и только в 5% снизились. В среднем по стране рост цен на такси составил 5%.

Основной причиной увеличения цен Луговенко назвал недостаточную подготовку регионов к реализации закона о такси перед его вступлением в силу с 1 сентября этого года.

Это значит, что контроль за такси в этих субъектах не осуществлялся. Также причинами отрицательной динамики являются искусственный ажиотаж, связанный с новым законом, рост стоимости расходных материалов и санкционное давление.

Минтранс выступил с опровержением и заявил, что в большинстве регионов цены не изменились.

Минтранс России опроверг кратный рост цен на услуги такси по всей стране. В большинстве регионов цены не изменились, в некоторых субъектах наблюдался небольшой рост от 1 до 5%, что является следствием начала учебного года и возращением населения из отпусков.

По данным Минтранса, в Приморском крае даже зафиксировано снижение среднего тарифа на поездку на 7%. А в Омской области действительно отмечен его высокий рост.

Аномальные показатели могут быть вызваны искусственным ажиотажем на услуги такси либо иными факторами.

При этом в министерстве подчеркнули, что совместно с региональными властями, ФАС и перевозчиками проведут работу по анализу ситуации в отдельных регионах.

На форуме в Сочи замначальника отдела автомобильного транспорта департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Ирина Саукова высказала мнение, что к концу года стоимость проезда на такси в России увеличится на 10%. Саукова полагает, что в сентябре цены росли не на фоне нового закона, а в том числе из-за сезонности. В дальнейшем стоимость услуг такси будет расти примерно на уровне инфляции, но роль сыграют также новая регуляторика и затраты, которые она несет для участников рынка.

Глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин сообщил РБК в кулуарах форума, что цены на услуги такси могут вырасти в два раза к концу года на фоне вступившего в силу закона.

Регуляторные изменения приведут к большим издержкам таксистов, на фоне которых количество водителей может сократиться на две трети. Если будет меньше водителей, цены взлетят.

По мнению Жмакина, негативную роль также сыграет необходимость покупать дорогостоящую страховку для такси, перекрашивания автомобилей, прохождения медицинского и технического осмотров и т.д. Несмотря на то что закон направлен на «обеление» рынка, он может привести к обратному эффекту.

По данным аналитиков «Чек Индекса», средний чек на такси в России с 1 по 7 сентября составил 451 рубль, что на 6% выше уровня прошлого года и на 5% выше уровня июля. В Москве средняя стоимость такси выросла на 14%, до 785 рублей. Эксперты «Чек Индекса» объясняли увеличение стоимости ростом спроса на фоне низкой базы прошлого года. На величину среднего чека также влияли выросшие за год траты на обслуживание, лизинг автомобилей, расходы самих водителей и издержки таксопарков, алгоритмы балансирования спроса/предложения, приводящие к ценовой волатильности в приложениях агрегаторов такси.

В России создается ФГИС «Такси», а также три региональных реестра — автомобилей, перевозчиков и агрегаторов, которые должны передавать данные в указанную систему. Регионы должны загрузить данные о действующих разрешениях на работу до 1 декабря этого года. Легализована работа в такси самозанятых, появилось ограничение на работу в такси для водителей с непогашенной судимостью и тремя неоплаченными административными штрафами, водителям могут приостановить действие разрешения на работу при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для перевозок такси, а также ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. За агрегаторами такси закрепили официальное название службы заказа легкового такси, они должны проверять водителей по реестрам и следить, чтобы заказы передавались только тем, у кого есть действующее разрешение на работу, с 1 сентября 2025 года служба заказа такси обязана открыть представительство в тех регионах, где в течение суток заказы от нее выполняют более 4 тысяч машин.

Автомобили такси должны иметь на кузове цветографическую схему (шашечки), оранжевый фонарь на крыше; цвет кузова и экологический класс должны соответствовать требованиям конкретного региона, если такие установлены. Например, в Санкт-Петербурге такси должны быть белого цвета со светоотражающей желтой полосой и экологического класса не ниже Euro-3. Служба заказа легкового такси должна автоматически передавать ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных со сведениями о перевозках, местоположении такси и водителя.

Участники рынка такси еще на этапе рассмотрения новых положений активно их критиковали. В мае Общероссийское объединение пассажиров просило власти перенести на год, до 1 сентября 2024-го, вступление в силу части положений закона. Организация настаивала, что в регионах не созданы специальные реестры таксистов, а новые требования к ним могут привести к дефициту кадров и повышению стоимости проезда. В сентябре о переносе части новых требований первого вице-премьера Андрея Белоусова также просил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Он отмечал, что стоимость проезда в такси резко выросла по всей стране из-за подорожания машин, топлива и необходимости повышения заработной платы водителям и сейчас достигает максимального уровня за последние десять лет 32,5 рубля за километр.

В начале сентября Минтранс сообщил, что к ФГИС «Такси» подключены все 89 российских регионов. В середине того же месяца Объединение самозанятых России написало открытое обращение к Минтрансу о первом случае неправомерного штрафа водителя такси: на его автомобиле не было шашечек и фонаря, но в момент остановки тот не выполнял заказ, а использовал личный автомобиль в личных целях: вез свою маму с дачи. Впоследствии объединение сообщало, что получило разъяснение от министерства: законодательство не запрещает использовать для собственных нужд автомобили, зарегистрированные в такси и внесенные в региональный реестр. В момент использования авто для личных целей положения закона не должны распространяться. Но региональные власти по-своему трактуют новый закон. В частности, министерство транспорта и дорожного хозяйства Башкирии в ответ на запрос РБК писало, что в республике с 1 по 20 сентября были оштрафованы десять водителей за перевозку без цветографических знаков и фонаря.

Как сообщил на форуме замдиректора ситуационного информационного центра Минтранса Сергей Соловьев, в системе зарегистрированы 654 самозанятых таксиста. Также есть сведения о 61 тысяче индивидуальных предпринимателей и 3,4 тысячи юрлиц, которые подавали данные по ранее действовавшим для такси требованиям. Но лишь небольшая часть ИП и юрлиц зарегистрированы, как того требует закон, а все должны сделать это до декабря. Около 40 регионов, по словам Соловьева, пока не внесли сведения в систему.

По ранее озвученным прогнозам Минтранса, ФГИС «Такси» должна охватить более 20 миллионов граждан и 453 тысячи легковых такси.

Читайте также