Поезд дальше не идет: в Британии отказались от высокоскоростной железной дороги

04.10.2023, 17:10

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Премьер-министр Великобритании Риши Сунак объявил, что закрывает самый крупный и дорогостоящий инфраструктурный проект Соединенного Королевства — строительство высокоскоростной железной дороги, которая должна была связать Лондон с севером страны. Власти давно начали сворачивать работу, объясняя это решение заботой об экологии и защитой окружающей среды. Но на самом деле причина отмены амбициозных планов куда проще — британскому правительству не хватает денег. Этот провал — еще один признак системного кризиса в руководящих кругах государства.

Консерваторы приехали на партконференцию в Манчестер, чтобы объявить, что в Манчестер ездить необязательно. Если у Терезы Мэй во время такой же конференции пять лет назад отвалилась лишь буква F на лозунге, то у Риши Сунака отвалилось полстраны.

Были планы скоростной железной дороги HS2 из центра Лондона вилкой через Бирмингем на Лидс и Манчестер, но планы приказали долго ждать. В лучшем случае трасса когда-нибудь протянется лишь на полпути — с лондонского отшиба и только до Бирмингема. У нынешнего правительства нет денег, чтобы сблизить крупнейшие города своей небольшой страны.

Эндрю Бернем, мэр Манчестера: «Правящая партия несправедлива к нам. Нас оставили в темноте. И это решение будет иметь огромные последствия для нашей экономики до скончания этого века. Нас оставляют с действующей инфраструктурой, это разрушительно для всего севера Англии».

Манчестер от Лондона 260 километров по железной дороге, 330 по трассе. На машине около четырех часов, на действующем поезде около трех, но только если повезет — если семафор не сломается, ветка на рельсы не свалится, не выпадет снег и не будет забастовок. Все это реальные причины регулярной отмены поездов в Британии. Один раз была у них и причина уважительная: кошка залезла зайцем на крышу поезда, следовавшего из Лондона в Манчестер. Безбилетницу выманивали 2,5 часа.

Местная жительница: «Мы будем очень разочарованы. Это должно было быть хорошо для всей страны».

Местный житель: «Нам бы было гораздо проще и быстрее попасть в Лондон».

Коренные манчестерцы единодушны. Эта скоростная магистраль была самым амбициозным инфраструктурным проектом Британии, но проектом родилась, проектом и помрет. Идея появилась в 2009 году, красную ленточку обещали перерезать к 2026 году, с тех пор освоили 25 миллиардов, а поезда все нет. Сильно задерживается, как и положено поездам в Англии. Разгоняется в Британии только инфляция — стоимость задумки выросла за эти годы почти в пять раз.

В качестве компенсации Министерство транспорта Великобритании предлагает выровнять ямы на автотрассе до Лондона. Вместо нового английского «Сапсана» — старый надежный асфальтовый каток.

Найджел Фараж, лидер партии Reform UK (2019–2021 гг. ), депутат Европейского парламента (1999–2020 гг. ): «Проект строительства скоростной магистрали HS2 — это катастрофа. Сначала 32 миллиарда, потом 56 миллиардов, потом 88 миллиардов, теперь уже больше 100 миллиардов. И это еще не конец. Но мост! Джонсон предложил еще и построить мост из Шотландии в Северную Ирландию! Непонятно только для кого!»

Скоростная магистраль в Манчестер — не единственная голубая мечта Джонсона и его однопартийцев. Были у него идеи мостов и в Северную Ирландию, и во Францию до того, как он сжег Brexit все мосты. Эти проекты остались даже не на чертежной бумаге, а на газетной. Помощник Джонсона Каммингс назвал строительные идеи экс-премьера «самыми идиотскими в мире», имея в виду, что деньги можно тратить с большей пользой, например, отремонтировать, наконец, мост, который взрывали в 2000 году ирландские террористы.

Лучший памятник британским инфраструктурным проектам — недействующий мост Хаммерсмит в Лондоне. Он ведет из нескольких больших спальных районов в сторону центра. Скоро уж пять лет, как его из-за аварийности закрыли для автомобилей, пускают только пешеходов. На починку нужно 141 миллион фунтов, а их нет. На помощь звали даже британскую армию и просили построить рядом временную переправу. Армия ничего не построила, ни деньги, ни силы из военного бюджета в мирное русло не перевела. Так в стране борются с Россией, стоят в пробках или ходят пешком.

Читайте также