Видео программы «Сегодня»
В сентябре произошло первое с весны 2022 года сокращение объема наличных денег у населения, не обусловленное сезонностью.
Объем наличных денег в обращении в сентябре 2023 года сократился на 21,6 миллиарда рублей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на статистику Центробанка. Агентство отмечает, что возврат денег в банковскую систему, не обусловленный сезонными факторами, наблюдается впервые с весны 2022 года. Тогда в марте, апреле и мае россияне активно пополняли счета и депозиты на фоне резкого роста ключевой ставки. После этого сокращение наличности на руках у населения и бизнеса произошло в январе этого года, но такая динамика типична для начала года.
По данным ЦБ о денежной массе, всего за
Агентство цитирует управляющего директора «Газпромбанк Private Banking» Егора Сусина, по его словам, отток денег из банков стал замедляться еще в августе, а в сентябре начала формироваться обратная тенденция.
Во многом это связано с резким повышением процентных ставок: отток в наличность замедляется
Банк России перешел к ужесточению
Среди факторов, формирующих повышенный спрос на наличность, эксперты называли сезон отпусков и потребность в банкнотах в присоединенных к России регионах. По мнению Егора Сусина, окончание отпускного сезона это один из факторов, который прекратил поддерживать повышенный спрос на наличность.
Но он не ключевой сам по себе он бы не улучшил ситуацию, если бы не рост ставок.
Прочие факторы, по словам эксперта, все еще оказывают влияние на ситуацию, но «не формируют новый дополнительный отток в наличность».
Управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов соглашается, что переток наличности в банковские вклады в сентябре был ожидаем. Впрочем, он не считает эту тенденцию устойчивой.
Некоторое усиление интенсивности такой конверсии в
Беликов обращает внимание, что доля текущих счетов в структуре средств физлиц в банках довольно высокая. По статистике ЦБ, на 1 сентября на них приходилось 38,3% всех розничных пассивов.
Это отражает тот факт, что при текущей инфляции и макроэкономической нестабильности, затрудняющих планирование расходов, сильно снижается мотивация придерживаться сберегательной модели поведения.
Егор Сусин отмечает, что после повышения ставки ЦБ признаки перехода к сберегательному поведению наметились, но нет однозначного ответа, были ли меры регулятора достаточными.
Вряд ли мы увидим мощный приток денег в банковскую систему за счет наличности, скорее мы не увидим такого большого оттока. Объем денежной массы существенно вырос, но доля наличных не столь существенна, чтобы формировать этот возврат, как это было в 2022 году при повышении ставок.
Читайте также
- ЦБ: чистая прибыль банков в сентябре сократилась на 23%
- ЦБ допускает возможность повышения ключевой ставки
- Почти половина российских ипотечников погасят долг после 65 лет
- ЦБ формирует «белый список» организаций
- РБК: российский бизнес сталкивается с проблемами в банках Средней Азии
- У Мосбиржи сменился клиринговый банк для расчетов в юанях