Госфильмофонду — 75 лет: кто и как хранит отечественное кинонаследие

04.10.2023, 09:52

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня»

Одно из старейших и самых больших в мире кинохранилищ празднует юбилей. Легендарному Госфильмфонду России исполняется 75 лет. По объему материалов он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Согласно закону, в фонд поступает копия каждого фильма или видеоролика, вышедшего на экраны страны. В год это около 10 тысяч материалов. При этом сотрудники Госфильмфонда не просто сохраняют историю, но и порой возвращают ее буквально по кадрам.

Натурные съемки молодой девушки Тамара Шведюк пересматривает уже, наверное, в тысячный раз, но всегда азартно восклицает: это сенсация! Очень трудно по крупицам восстанавливать историю фильма, особенно когда он был снят еще до революции, всматриваясь в зерно от старой пленки на экране в монтажной. Еще труднее спустя больше 100 лет узнать актеров. У Тамары получилось продлить кинематографическую жизнь итальянской кинодивы Дианы Карен.

После тщательного расследования научного сотрудника Госфильмофонда творческий путь звезды немого кино начался на год раньше, чем всегда думали киноведы, и не в Италии, а в Российской империи.

Тамара Шведюк, научный сотрудник Госфильмофонда: «Я обратилась в знаменитый каталог Вишневского и Дианы Карен не нашла, но нашла имя Дина Карен, у этой Дины Карен был единственный фильм — „Трагедия двух сестер“».

Но кино — это не только пленка. Магия начинается еще на афише — на папиросной ли бумаге или на холсте, напечатанной ли в типографии или же написанной художником. Хранитель Галина Попова уверена, что именно афиши увлекают зрителя в мир кино, а настоящие шедевры, такие, как афиша к фильму «Белый Бим Черное ухо», заставляют плакать по сей день.

Галина Попова, хранитель Госфильмофонда: «Это искусство и должно захватить человека, в таком кусочке выразить все».

Галина пришла на работу в Госфильмофонд в год, когда умер генсек Брежнев. 28-летнюю девушку из Белых Столбов всегда манила эта странная аббревиатура — ГФФ, которую, конечно, знал весь поселок, где в конце 30-х годов и было решено построить главное фильмохранилище Советского Союза.

Первый документальный фильм о Госфильмофонде, конечно, тоже хранится в Госфильмофонде. 75 лет сюда поступают все без исключения фильмы, даже те, которые запрещали к показу, даже те, путь которым на широкий экран был заказан лично Сталиным. В 1945 году, после Победы, Госфильмофонд принял на хранение богатейший трофейный архив, став крупнейшим кинохранилищем в Европе.

Национальное кинонаследие нависает и в какой-то степени даже довлеет над его хранителями, воздух здесь пропитан холодом и ответственностью. Сначала идут металлические фильмоскребы, киноленты долгое время хранили в коробках. Сегодня кинопленку от повреждений и прочих воздействий среды оберегает пластик. Каждый фильм — это 7–10 бобин. Технологии не стоят на месте, неизменным остается срок хранения — вечность.

Реставратор Ильдар Якубов — путешественник во времени. Он смотрит фильм «Человек с киноаппаратом» таким, каким видел его знаменитый режиссер этого кинодокумента эпохи Дзига Вертов. Как Тамара Шведюк возвращает фильмам и их героям имена, Ильдар восстанавливает качество кинематографической картинки.

Ильдар Якубов, начальник участка цифровой реставрации изображения и звука: «Автомат и искусственный интеллект начинают воспринимать мух, быстрые предметы, как мусор».

По длинным и запутанными коридорами Госфильмофонда в аппаратную по заказу Тамары Шведюк хранитель везет телегу с бобинами, на которых запечатлены последние часы жизни Льва Толстого. 1910 год, Астапово, Софья Андреевна тщетно пытается войти в дом, где великий классик прощается с миром. Украдкой сняты личные переживания семьи великого писателя. В Госфильмофонд пленку передала внучка известного дореволюционного прокатчика Сергея Осипова. Биографию своего деда она впервые узнала от Тамары Шведюк.

Тамара Шведюк: «Все это сохранилось на триацетате. Наши кадры — это нитропозитивы в очень хорошем техническом состоянии».

К юбилею Госфильмофонд подготовил к показу десятки уникальных работ. Посмотреть их можно на фестивале архивного кино.

Читайте также