Зарплаты, автопилот, аплодисменты: ответы на популярные вопросы о работе летчиков

05.10.2023, 11:00

Видео программы «Чудо техники»

Чтобы стать пилотом, нужно окончить летное училище. Берут туда после 11 класса, а обучение длится почти 3 года.

Сначала происходит серьезный медицинский отбор. Так, рост должен быть строго между 160 и 190 сантиметрами, а зрение — от минус одного до плюс двух, и, конечно, никаких серьезных болезней. После окончания училища те, кому повезет пройти конкурс в авиакомпанию, должны учиться снова — не менее 6 месяцев осваивать конкретные модели самолетов. Оттачивать на тренажерах выдержку и умение принимать решения в любой обстановке. Занятия на тренажерах проходят все действующие летчики каждые полгода. Говорят, в этих монстрах на механических лапах можно добиться полного эффекта присутствия в реальном самолёте.

Помимо любви к небу, в пилоты идут еще и потому, что зарплаты здесь немаленькие. Второй пилот может получать 400, а командир экипажа — и 600 тысяч рублей в месяц. Но и потерять работу легко. Например, из-за здоровья, от которого и правда многое зависит. Неудивительно, что люди этой профессии проходят регулярные медосмотры и предполетный контроль, а чтобы снизить вероятность одновременных проблем со здоровьем у обоих лётчиков, их даже кормят на всякий случай разной едой.

Умения пилотов требуются не только в небе, но и на земле. Например, в Центральном аэрогидродинамическом институте в подмосковном Жуковском лётчики-испытатели вместе с инженерами проверяют алгоритмы управления новых самолётов. Для этого выстраивают специальный стенд, копирующий кабину будущего воздушного судна.

Сейчас уже больше 90% полетного времени воздушным судном реально управляет автопилот. Тестируются системы автоматического взлета и посадки. Немало шума в прессе наделал недавно робот-гуманоид, в которого вложили базовые пилотские навыки инженеры из Южной Кореи. Но как быть с нестандартными ситуациями? Всему, что может случиться, вряд ли выйдет научить машины. И большинство экспертов считают, что автоматика будет просто помогать, а контроль и принятие важных решений всё равно останутся за человеком. И кому тогда хлопать после посадки, если место пилотов займут роботы, и что думают об этих аплодисментах сами лётчики?

Валерия Мартынова, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот»: «Мы их не слышим, но нам рассказывают о том, что аплодисменты были. Бортпроводники иногда с нами делятся, что нам хлопали. И это всегда приятно. То есть это такая маленькая благодарность за нашу хорошо выполненную работу».

В кабине современного самолета происходит буквально слияние человека и технологий. Автоматика постоянно снижает вероятность людских ошибок, но и пилоту непрерывно приходится учиться, чтобы понимать, как взаимодействовать с электроникой. И всё так же нести ответственность за жизни огромного количества людей. Так или иначе, довольно давно авиация имеет статус самого безопасного вида транспорта. По международной статистике, риск погибнуть в авиакатастрофе в 8 с лишним тысяч раз ниже, чем в аварии на дороге.

Все выпуски программы «Чудо техники»

Читайте также