Сердце электромобиля: каким будет завод тяговых батарей в Москве

29.09.2023, 17:24

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Новой Москве построят крупнейший в России завод тяговых батарей для электротранспорта. Об этом заявил Сергей Собянин. Соглашение о создании нового производства мэр Москвы подписал с первым заместителем гендиректора «Росатома» Александром Локшиным и генеральным директором ПАО «КаМАЗ» Сергеем Когогиным. Также рядом с заводом запустят центр техобслуживания электробусов. Собянин отметил, что открытие двух новых уникальных предприятий — это часть масштабной работы по созданию и развитию столичного кластера электромобилестроения.

Груды песка, работающие экскаваторы, краны — так сейчас выглядит территория будущего завода в Новой Москве. Но если смотреть чуть дальше (не в пространстве, а во времени), то выглядеть все будет по-другому: здесь появится гигафабрика. Соглашение о строительстве предприятия 29 сентября подписали мэр столицы Сергей Собянин, представители «Росатома» и «КаМАЗа». Это будет не просто сборка из привезенных откуда-то компонентов, а полный цикл производства: от литий-ионных аккумуляторных ячеек до сборки из них тяговых батарей, которые устанавливают на транспорт.

Мэр Москвы отметил, что запуск таких высокотехнологичных производств отвечает интересам не только столицы, но и всей России. Это очередной шаг к технологическому суверенитету страны.

Сергей Собянин: «Строится крупнейший в России завод тяговых батарей, которые являются, по сути дела, сердцем электромобилей и по стоимости составляют треть от машины. Без этого производства создание собственного отечественного электромобиля практически невозможно».

Соглашение подписано в рамках офсетного контракта, то есть строит завод город, продукцию будет покупать тоже город. В строительство будет вложено около 50 миллиардов рублей, но отдача — куда больше.

Владислав Овчинский, министр правительства Москвы, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы: «Москве это дает достаточно много эффектов: это новые рабочие места, высокотехнологичное производство, полное обеспечение технологической безопасности для городского хозяйства, для всего транспорта, который используется в городском хозяйстве».

Необходимость в таких батареях очевидна. Во-первых, их используют на электробусах, во-вторых, на автомобилях. Так, возобновивший свою работу завод «Москвич» уже выпустил более 27 тысяч машин, и часть из них — электрические.

Анатолий Калицев, эксперт по продукту: «Сегодня мы собираем автомобили из машинокомплектов, которые нам поставляет восточный партнер, и батареи в том числе приходят пока что из-за рубежа. Но мы очень надеемся на локальное производство. Потому что, как известно, батарея составляет большую часть как по массе электромобиля (она весит больше 430 килограммов), так и в денежном выражении. Батарея — это значительная часть цены автомобиля».

Батареи на заводе будут делать, что называется, под заказ. Оборудование позволяет регулировать мощность и емкость — качество выпускаемой продукции будет лучше.

Александр Локшин, первый заместитель генерального директора ГК «Росатом»: «Подписанием сегодняшнего соглашения, договора мы получаем надежных партнеров и, что очень важно при масштабировании, гарантированный рынок сбыта для большей части производимой продукции. Поэтому есть все основания утверждать, что мы выполним взятые на себя обязательства и Москва получит электротранспорт».

Мощности же самого завода рассчитаны на производство 50 тысяч литий-ионных аккумуляторов в год для разного вида транспорта: от электрокаров до самокатов. Обычно строительство таких объектов длится около трех лет. Но московские власти обещают успеть за год. Еще год потребуется на установку оборудования.

Связанные новости

Читайте также