«Это приведет к катастрофе»: Африка стала ареной противостояния Запада и Китая

23.09.2023, 17:25

Видео программы «Центральное телевидение»

В коллекции африканских переворотов пополнение: теперь и фейковый. Не считая его, только за последние пару лет повстанцы пытались захватить власть в 10 странах Черного континента: четыре раза неудачно, шесть — успешно.

Стоило президенту Конго Дени Сассу-Нгессо отлучиться из страны на Генассамблею ООН, как соцсети сразу же прорвало. Сообщалось, что в столице Конго происходит военный переворот. Впрочем, позднее правительство Конго опровергло сообщения о попытке госпереворота.

Британские власти присоединяются к другим западным странам, которые осуждают военный переворот в Габоне. В конце августа там свергли президентскую династию, которая правила больше полувека и продвигала интересы Франции.

А месяцем ранее от прозападного президента избавились в другой африканской стране — Нигере.

Алекс Вайнс — директор африканской программы британского Королевского института международных отношений. Он сейчас находится недалеко — в Гане, на конференции горнодобытчиков. Отказ Нигера поставлять Франции уран уже создает проблемы для европейской энергетики.

Алекс Вайнс, директор африканской программы Королевского института международных отношений: «Почему в столице Нигера многие демонстранты несли российские флаги, а также иранские? Кто-то из нас там спрашивал, привезены ли они из России, но ему ответили, что нет, все флаги сшиты местными портными. Так что если вы портной, сейчас очень прибыльно шить российские флаги».

Китайский политолог Сон Чжунпин уверен: дело не только в том, что Россия тут стала своего рода символом. Важнее другое: именно попытки Запада выключить ее из мировой экономики могли стать катализатором для этих переворотов.

Сон Чжунпин, политолог: «Глобальный продовольственный кризис, вызванный военным конфликтом между Россией и Украиной, оказал огромное влияние на Африку».

Многие западные компании, лишившись российского рынка, усиливают свое присутствие на Черном континенте.

Сон Чжунпин, политолог: «Африка — это рынок сбыта. Чем больше стран готовы ей помочь, тем лучше, но это должна быть здоровая конкуренция. Я опасаюсь, что начнутся цветные революции. Если крупные страны нарушат ситуацию, это приведет к серьезной катастрофе».

Почему именно Китай настаивает на честных правилах? Потому что пока прежние хозяева Африки смотрели в другую строну, он укрепился здесь так, что без революций его не выдавить. Известный американский инвестор Джим Роджерс — один из фанатов проекта «Один пояс — один путь», о котором Си Цзиньпин впервые заявил 10 лет назад.

Джим Роджерс, инвестор: «Возможно, это станет самым важным событием XXI века, потому что оно повлияет на географию всего мира».

148 стран уже подписали соглашения о сотрудничестве. Почти весь Запад остался в стороне, а Африка, наоборот, оказался в центре этого проекта в роли связующего звена.

Джим Роджерс, инвестор: «Нужны автомагистрали, нужны железные дороги, порты, заводы, отели. И Китай все строит, он вкладывает огромные средства в Африку».

Это крупнейший город в ЮАР Йоханнесбург. Именно здесь Си Цзиньпин решил повысить ставки в борьбе за Африку и перед саммитом БРИКС заключил 25 новых соглашений с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой, которые касаются самых разных сфер: от энергетики до космоса. А еще китайский лидер опубликовал статью в южноафриканских СМИ, в которой поделился китайской мудростью: «Хороший друг найдет друзей по всему миру; с дружбой крепкой, как клей, и прочной как камень».

Кадры, снятые на улицах Йоханнесбурга: китайский блогер дразнит местных жителей возможностью поживиться за его счет. Кажется, именно такой подход в Белом доме окрестили «дипломатией долговой ловушки». Мол, Пекин выдает кредиты на таких условиях, что странам вскоре придется либо стать его вассалами, либо потерять все, чем их заманили в этот проект.

Теперь и США, и Евросоюз уже не скупятся на обещания еще более щедрых вливаний и более грандиозных строек. Поверит ли Африка? Нкоси Звеливелиле — внук великого Нельсона Манделы, который в свое время возглавил в ЮАР борьбу с политикой расовой сегрегации.

Нкоси Звеливелиле: «Нам пришлось пережить апартеид. Многие франкоязычные страны, такие как Алжир, видели жестокость французского правительства. Для нас теперь невозможно даже думать о том, чтобы подчиниться чьей-то односторонней повестке».

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также