Предчувствие катастрофы: почему мужчины постоянно думают о Древнем Риме

23.09.2023, 18:01

Видеосюжет: Татьяна Проскурякова
Видео программы «Центральное телевидение»

Даже несколько столетий спустя после расцвета и падения Древнего Рима эта история не отпускает представителей сильного пола. Их мысли и грезы почему-то не уносят их во времена Колизея, патрициев и гладиаторов. Обычная шутка превратилась в настоящую эпидемию. Женщины по всему миру вооружаются камерой смартфона и пристают к мужчинам с вопросами. Оказалось, что одни думают о Римской империи как минимум раз в месяц, другие не реже одного раза в неделю. Немало и тех, кто вспоминает Древний Рим несколько раз в день.

Как часто ты думаешь о Римской империи — вопрос, который не ожидаешь услышать после утренней пробежки, но он почему-то совсем не удивляет мужчин. Зато ответы шокируют женщин: в среднем через день, как минимум раз в неделю, пару раз за день.

Тысячи видео, 7 миллионов просмотров. И внезапное открытие, которое сделали женщины по всему миру. Пока их мысли заняты повседневными заботами, мужчины размышляют о деяниях Нерона, Калигулы и Цезаря. Спортсмены идут на тренировку и представляют, каково было входить в Колизей на смертельную битву, когда вокруг люди и ты обязан выиграть. Одержимость античностью обсуждают на страницах ведущих газет и в популярных телешоу.

Фрагмент телешоу: «Часто женщины задаются вопросом: о чем думает мужчина? Ты смотришь на него, видишь это пустое выражение лица. Теперь мы знаем! Они думают о Римской империи!»

На эту тему шутит Марк Цукерберг, назвавший дочерей в честь выдающихся императоров: «Не уверен, что я слишком много думаю о Римской империи. Интересно, что думают мои дочери Максима, Августа и Аурелия».

По слухам, не иначе как в Колизее должны были сойтись в боях без правил альфа-самцы цифровой эпохи. Цукерберг и Маск бросили друг другу вызов в Интернете, но на арену так и не вышли. Маску драться запретила мама.

Удивительно, что самый трендовый вопрос недели не прозвучал на пресс-конференции короля Карла и президента Макрона. Англия и Франция и сами когда-то были римскими провинциями, затем империями. И все это рухнуло. Что ждет империи сегодняшнего дня?

Джон Трейси, блогер, США: «Люди часто называют Америку новой Римской империей и боятся, что она рухнет так же, как и предыдущая. Возможно, вы слышали, что люди называют Москву Третьим Римом. Наверняка Путин тоже думает о Римской империи, поэтому старается расширять свою».

В Москве на поле каждые выходные собираются римские воины. Имя им — легион. Парадным расчетом командует энтомолог Глеб. Актер Артём в роли раба, инженер Александр и менеджер Алексей — легионеры.

Алексей Фомин, реконструктор Римской империи: «Рим — это про власть, про дисциплину. Ну, и солдатский быт, солдатское братство, чувство надежного плеча товарища, на которое ты можешь опереться».

Костюмы — ручная работа, шерсть, кожа, латунь. Все выковано по историческим описаниям.

Александр Батов, реконструктор Римской империи: «У него был назатыльник, который защищал от ударов сверху в туловище. Возможно, даже стрела могла прилететь».

Реконструкторы воссоздают быт того времени, ставят палаточный лагерь, готовят еду на походной печи. Легион отступает под натиском охраны парка. Конечно, реконструкторы размышляют о Римской империи куда чаще других, но, может быть, именно они раскроют тайну, чем притягательна эта эпоха?

Глеб Бровченко, реконструктор Римской империи: «Мальчики и мужчины уважают силу. А Римская империя была беспрецедентно сильной, огромной, очень могущественной в военном плане, в экономическом».

Все дороги ведут в Рим. Это не только про античную транспортную систему, которая до сих пор является основой дорожной карты Европы. Связывают нас с Римской империей еще и тысячи ассоциаций в нашем сознании, ведь мы каждый день пользуемся ее наследием. Мосты, водопровод, уличное освещение, многоэтажные дома с апартаментами и даже пробки из личных колесниц — все это было в Древнем Риме. Он подарил миру систему письменного права и разделение властей. Латинский язык дал основу десятку романских, на которых сейчас говорит полмира.

Но почему влияние римлян на современную цивилизацию занимает умы только мужчин? По мнению ученых, этот факт отражает процесс глобальных стремительных изменений в обществе и даже может предвещать катастрофу. Оказалось, что погоня за античным идеалом у мужчин не только в головах. В барбершопах Лондона предлагают классические стрижки Цезаря. Чикаго еще вчера был гангстерской столицей Америки, его улицы были бесконечным рингом, где мужчины выясняли, кто круче. Сегодня там мужчины все чаще делают уколы красоты. Современные американцы не только посещают косметолога так же часто, как женщины, но и первыми осваивают новые тренды.

Анил Шах, пластический хирург (США): «Барби-ботокс — одна из новых технологий использования ботокса. Многие люди не хотят, чтобы трапециевидная мышца выглядела масштабной. Инъекции ботокса в эту область — самый простой способ сделать шею визуально стройнее и длиннее».

Барби-ботокс позволяет создать тот самый утонченный профиль, если вы хотите стать Аполлоном наших дней. И на эту рискованную процедуру мужчины идет куда чаще, чем женщины.

Анил Шах: «В этой зоне находятся очень важные скопления нервов, которые отвечают за дыхание, движение рук и способность держать голову. Известны несколько случаев гибели пациентов от этой процедуры».

Новая эстетика, по мнению психологов, прямой наследник новой этики, в которой у мужчин все меньше прав на мужественность. Отсюда и ностальгические грезы о временах кровавых битв, жестоких завоеваний и разврата древнего Рима.

Тайлер Таггарт, блогер (США): «Мужественность теперь демонизируется. Мужчины чувствуют, что быть сильным человеком больше не считается почетным».

Кто-то считает, что западная демократия разрушается, и видят сходство с тем, что происходило с Римской империей во времена республики. Такие мысли возникают при просмотре кадров, где тысячи переселенцев из Африки высаживаются на итальянском острове Лампедуза. Их уже больше, чем местных жителей, они требуют пропустить их дальше — в «цветущий сад» Жозепа Борреля. Но там помнят, как миграция варваров в итоге разрушила Рим. Теперь мужчинам Евросоюза поневоле приходится задаваться античным вопросом: кем быть — воином в саду или садовником на войне?

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также