Туристический постапокалипсис: поселок-призрак превратился в арт-пространство

23.09.2023, 10:08

Видеосюжет: Алексей Чеботарёв
Видео программы «Сегодня»

Почти полная оторванность от цивилизации, давно заброшенные дома и покрытые ржавчиной автомобили привлекают туристов. В самой западной точке России, на Балтийской косе набирает популярность необычный курорт — арт-пространство «Ржавый город». Заброшенную военную базу активисты превратили в городок в стиле фантастических фильмов о конце света.

Машины, словно из легендарного фильма-антиутопии «Безумный Макс», мчатся на запад мимо разрушенного немецкого аэродрома Нойтиф. Балтийская коса. Чем дальше от пристани паромов (единственной транспортной связи с внешним миром), тем более постапокалиптически выглядит этот самый западный уголок России. Здесь в лесу и затерялся «Ржавый город» — арт-пространство в поселке-призраке.

Три улицы, есть карта, хотя самого населения и названия никогда и не было. Немецкие военные построили этот населенный пункт в 30-е годы прошлого века, создав настоящие улицы, дома с окнами и даже ставнями, чтобы авиаразведка не обнаружила, что все это на самом деле комплекс складских помещений, где хранятся боеприпасы.

Для многих, кто сюда попадает, это и правда какой-то конец света: Интернет не ловит, а если и получится, то использование связи здесь не приветствуется. В общем, цифровой детокс в полный рост. А если учесть, что почти нет и телефонной связи, электричество от генераторов, то действительно прямо апокалипсис. Зато сам по себе город абсолютно полноценный.

Хранитель ключей и принципов «Ржавого города» Наталья Разина показывает владения. Здесь все, как в мегаполисе: есть кафе и бар, транспорт (ржавые монстры на самом деле на ходу), многочисленные общественные пространства, галерея и кинотеатр. Некоторые здания предоставлены в безвозмездное пользование резидентам постапакалиптического мира.

Наталья Разина, организатор арт-пространства «Ржавый город»: «Получается, фотозоны ребята делают, чтобы люди могли фотографироваться, посмотреть на всякое такое. Потому что у нас люди все творческие, каждый что-то делает своими руками».

В представлении большинства людей миром постапокалипсиса правит жестокость, но не в «Ржавом городе». Здесь атмосфера творческая, даже устрашающие инсталляции — всего лишь художественное высказывание о том, что в каждом домике — есть частная собственность, она и в постапокалипсисе частная собственность, воровать нехорошо.

Поклонники компьютерных игр, кибер- и стимпанка, любители фантастики, электронной или этнической музыки. Трудно даже перечислить всех, кому в этом апокалипсисе хорошо.

Ксения Бочарова, посетитель арт-пространства «Ржавый город»: «Второй год подряд ездим. Мы даже всем знакомым, кто собирается в Калининград, советуем посетить и насладиться. У каждого в душе есть что-то такое необычное, хочется что-то такое посмотреть».

Постоянное население «Ржавого города» — всего один человек (сама хранительница), но виды на жительство есть у десятков завсегдатаев местного хостела.

Юлия Саверинюк, постоялица хостела в арт-пространстве «Ржавый город»: «Я по роду своей службы постоянно общаюсь с людьми. А тут тихо, спокойно, людей мало, замечательно отдыхается. Ну, и антураж. Мы старые рокеры-металлисты, поэтому нам тут очень нравится».

Денис Малашин, постоялец хостела в арт-пространстве «Ржавый город»: «Знаете, трансцендентальное родное место. Здесь люди собираются, совпадение по душе, по интересам. Мы знаем хозяйку, хозяйка знает нас. Здесь постороннего народа обычно не бывает».

«Ржавый город» не сразу строился. Сначала в антуражном пространстве заброшенного поселка раз в год проводили фестиваль постапокалиптики «Ржавый дракон», но затем организовавшая его Наталья Разина решила сама немного отдохнуть от цивилизации после ухода с рутинной управленческой работы. Так «Ржавый город» обрел жителя и мэра, хотя сама Наталья с таким определением не согласна.

Наталья Разина: «Скорее, хранитель. Я здесь всегда, все покажу, расскажу, объясню. Основная идея — это отдых от цивилизации, конечно. Потом общение. Третье — это раскрытие творческого потенциала. Здесь люди сначала просто приезжают, смотрят, потом интересуются: а вот это кто сделал, а вот это как произошло. И они начинают понимать, что они могут тоже что-то сделать».

Владимир Глинка, посетитель арт-пространства «Ржавый город»: «Мы сами музыканты местные, своя студия, творческий коллектив. Приехали сюда отдохнуть просто от суеты просто. Хотели поиграть на сцене, подиджеить, но осень, народу нет сегодня, вот просто отдыхаем».

В постапокалипсисе есть и плюсы. Если посчастливится выжить и оказаться в каком-нибудь живописном месте вроде Балтийской косы, то можно наслаждаться идеальным одиночеством на абсолютно пустынном пляже. Ритм жизни в «Ржавом городе», как и на любом курорте, с окончанием лета немного замедляется, но и в зимний период этот постапокалипсис остается достаточно гостеприимным местом.

Читайте также