«Яндекс. Путешествия» и Ostrovok стали лидерами рынка после ухода Booking из России

22.09.2023, 11:23

Фото: РИА Новости © 2023, Ахмед Махмуд

«Яндекс.Путешествия» и Ostrovok.ru лидируют на рынке онлайн трэвел-агентств, но отели продают около половины номеров напрямую, доля агрегаторов растет не так быстро, как ожидалось.

Продажи гостиничных номеров через онлайн трэвел-агентства (ОТА) постепенно восстанавливаются после ухода в марте 2022 года сервиса Booking.com. По данным экспертов РСТ, сейчас на российском рынке два лидера — «Яндекс.Путешествия» и Ostrovok.ru. Но около половины номеров отели продают напрямую, а доля агрегаторов растет не так быстро, как ожидалось.

Как считает руководитель комитета РСТ по инфраструктурным проектам, генеральный директор компании Cronwell Development Алексей Мусакин, рынок онлайн-бронирования отелей все еще в процессе трансформации. Определились лидеры среди OTA, но борьба между ними продолжается. Пока долю, которую раньше занимал Booking, им получить не удалось. Растет серый рынок, аренда квартир. По статистике Санкт-Петербурга, максимальное число бронирований в прошлом году пришлось не на «Яндекс» и Ostrovok.ru, а на порталы «Авито.ру» и «Суточно.ру». Сейчас на все OTA, по разным оценкам, приходится до 40% рынка онлайн-бронирований средств размещения, а Booking занимал не менее 70%.

По данным основателя платформы для управления отелем TravelLine Александра Галочкина, до марта 2022 года на Booking.com приходилось до 70% всех бронирований номеров, сделанных россиянами. После его ухода потребители растерялись, не понимая, где заказывать номера, и большинство обратились непосредственно в гостиницы.

«Это был период резкого перекоса в сторону прямых бронирований в отелях — на сайтах, по телефону или непосредственно на стойках администрации, доля таких заказов достигала 70%. Было очевидно, что долго так продолжаться не может, и действительно перекос стал уменьшаться. Сейчас доля таких заказов, по данным нашего сервиса, составляет 47%, ОТА — 53% от общего объема», — вспоминает эксперт.

При этом, по его словам, четко выделяются лидеры среди ОТА, на которых приходится более половины всех бронирований в онлайне, — это «Яндекс.Путешествия» и Ostrovok.ru. По данным TravelLine, летом 2023 года «Яндекс» обогнал по доле Ostrovok.ru, за год увеличив свою долю почти вдвое — с 8,1% прошлым летом до 15% в июне-августе 2023-го. Лидировавший в прошлом году Ostrovok.ru снизил долю до 14,5%.

В пятерке популярных сервисов для поиска размещения по итогам лета-2023 оказались также Acase.ru (4,4%), входящий в «Академсервис», Bronevik.com (4,4%), ставший частью МТС Travel, и Zabroniryi.ru (3,9%).

«Не только мы, но и другие сервисы в течение весны 2022 года буквально пачками каждый день подключали отели к модулям бронирования, которые повышают прямые продажи на сайте гостиницы. Степень оцифрованных отелей резко возросла за этот период, процесс активно идет и сейчас. Главное, что за эти полтора года объекты размещения осознали, что есть много каналов продаж и начали их активно развивать. Агрегаторы наращивают свою долю, но не так быстро, как ожидалось», — говорит Галочкин.

По данным гостиничного консолидатора Bronevik.com, число отелей и других объектов размещения в России, которые открыли продажи номеров онлайн через агрегаторы, с января по сентябрь 2023 года увеличилось на 37%. Активнее всего цифровизация продаж происходит среди кемпингов и глэмпингов. Лидеры по скорости подключения отелей — Республика Алтай, Дагестан и Чувашия, где число объектов, доступных онлайн, удвоилось.

Читайте также