Вне музеев и галерей: в Москве стартовал фестиваль уличного искусства

16.09.2023, 11:25

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

На этой неделе в столице стартовал фестиваль уличного искусства «Здесь и сейчас». Это ежегодный смотр современного искусства вне стен музеев и галерей. В Москве — как в центре, так и в спальных районах — появятся уникальные экспонаты. Так, на территории парка «Зарядье» уже установили скульптуру «Ветер», а инсталляция «Солнечные часы» украсила внутренний двор Музея Москвы.

«Хлебозавод №9» — памятник советской архитектуры и общественное городское пространство, креативный квартал с мастерскими и творческими лабораториями, с магазинами популярных отечественных дизайнеров и модными ресторанами. Такой сценой здесь никого и не удивишь: из грузовика одна за другой выплывают абстрактные разноцветные фигуры. Одна похожа на огромную желтую лампочку, другая — на кеглю. Три элемента вместе превратятся в образ птицы — конструктивистской. Поселится птица в конструктивистском квартале «Хлебозавода №9». Этот арт-объект придумал петербургский художник Андрей Люблинский и назвал «Наблюдение за птицами», отсылая свою работу к популярному хобби — любительской орнитологии. Прообразом архитектурной формы стал русский народный обрядовый инструмент, который Андрей заново открыл для себя в путешествии в Звенигород.

Андрей Люблинский, художник: «Там продавались птички-свистульки достаточно известные, на которые я раньше не обращал внимания, и тут мне что-то очень понравилась форма. Кроме того, птички были покрашены флюоресцентными красками, где-то оставалось дерево, и там еще были градиенты. Эта форма и флюоресцент-градиент — мне показалось, что это очень модно, очень актуально на сегодняшний день».

Андрей создал несколько 3D-птичек, но только одна вылетела из виртуального мира в реальный, чтобы вписаться в пестрый антураж арт-кластера. Так художник стал участником пятого московского фестиваля «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города». Само явление — современное искусство — многие не понимают. Однако такие фестивали помогают приблизить этот пласт творчества к массовому зрителю.

Анна Малик-Короленкова, куратор проекта: «Десятки паблик-арт-объектов появятся в совершенно разных районах Москвы — как в центре, так и в самых удаленных частях столицы. По сути, паблик-арт призван оживить и обновить пространство общественное. Он обращается часто к эмоциональному и историческому опыту, что вовлекает зрителей в активный диалог».

Работа Родиона Артамонова из подмосковной Электростали располагает к позитивной коммуникации. Образ узнаваемый, наивный и цепляющий — маленькая девочка мчится на беговеле, никакой абстракции в форме и максимум искренних эмоций.

Родион Артамонов, художник: «Это эпизод из жизни моей дочки. Вообще это серия работ с рождения дочки. Я очень много работ посвятил именно ее взрослению, ее этапам жизненным. Я очень много времени с ней нахожусь и наблюдаю. Я как художник просто не мог пройти мимо».

Скульптуру Родион назвал «Ветер» — это официально, а для него самого это — «Ульяна весенняя», пухлощекая и беззаботная. Таких образов маленькой дочери, застывших за рисованием или в прогулке, у художника целая серия — он работает с фарфором в мини-форматах. И воплощение одной из работ в виде архитектурной формы в парке «Зарядье», в самом сердце столицы, для скульптора из провинциального города — событие неожиданное. Год назад он увидел в соцсетях объявление о конкурсе работ и отправил заявку.

Родион Артамонов: «Это колоссальный опыт, особенно для региональных художников. А этот шаг, я считаю, — довольно неплохой шаг».

Шанс шагнуть в московскую творческую среду с помощью этого фестиваля художники из регионов получили впервые, а для столицы и ее жителей это стало неплохой возможностью переосмыслить привычные места.

Читайте также